Толкование на Евангелие

4 мая 2022. Среда седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 17-24.

"Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим прикровенное учение Иисуса Христа о Его единосущии с Богом Отцом. Православное учение о Святой Троице здесь находит свое подтверждение. Оно состоит в том, что Бог один, но троичен в Ипостасях (в Лицах) - Отец, Сын и Святой Дух. 

В русском языке наиболее близким по значению словом к греческому слову "ипостась", когда оно используется в богословии Святой Троицы, является слово "личность" (по-славянски "лицо"). Есть человеческая природа, а есть конкретные представители этой природы - отдельные личности, отдельные люди, а можно сказать и отдельные ипостаси. Крайним невежеством было бы сказать: "в этой ипостаси он ученый, в этой семьянин", ведь ипостась это и есть конкретный человек - Петр Иванович, Илья Геннадьевич. В отличие от конкретных людей - ипостасей, представителей человеческой природы, у каждого из которых своя воля и свое действие, у всех трех Ипостасей Святой Троицы одна воля и одно действие. И все три ипостаси - Отец, Сын и Святой Дух - это один Бог.
Но ведь три не равно одному. До конца рациональными рассуждениями тайну Святой Троицы мы понять не сможем. Известно о случае, произошедшем с блаженным Августином. Он размышлял о троичном догмате. Пытаясь постичь эту тайну на берегу моря, он увидел рядом с собой мальчика. Тот выкопал в песке ямку и длительное время носил в небольшой емкости в эту ямку воду из моря. Августин, смеясь над ним, спросил мальчика, разве тот не понимает, что море перелить в эту ямку ему не удастся? В ответ мальчик сказал, что еще более безумно поступает сам Августин, когда пытается вместить своим ограниченным умом догмат о Святой Троице.

Святые отцы использовали различные образы, показывая нам, что догмат о Троице не заставляет нас верить в абсурд. В мире все троично. 

Время бывает 1) прошедшее, 2) настоящее, 3) будущее. 

Какие бы сложные переливы красок не встречались в картине, любой цвет можно получить из трех, смешивая их в нужной пропорции - из: 1) красного, 2) желтого, 3) синего. А из двух не получится вывести всю палитру красок.

Очень хорошей аналогией троичности в тварном мире является вектор. В свое время за такую аналогию известный советский академик Раушенбах был удостоен многих положительных отзывов ведущих православных богословов. Он вспоминал об этом так: "я в богословии ничего не понимаю, но однажды меня заинтересовал вопрос логики: может ли она допустить существование Троицы? Вроде бы это абсурд: один объект - и вдруг три объекта. К своей радости, я обнаружил, что подобное есть в математике. Вектор! Он имеет три компоненты, но он один. И то, что всех удивляет в понятии Троицы, абсолютно логично. Вернее, если кого-то удивляет троичный догмат, то только потому, что он не знает математики. Три и один - это одно и то же!"

Это не объяснение догмата о Троице, но подобные размышления помогают нам понять, что христиане не призываются верить во что-то заведомо абсурдное. 

Итак, Бог один, но в Трех Ипостасях - Отец, Сын и Святой Дух. Вторая Ипостась Святой Троицы - Бог Сын, равный Отцу и Святому Духу, являющийся с Ними одним Богом, около двух тысяч лет назад, в Боговоплощении, в Рождестве, воспринял в Свою Ипостась человеческую природу. Оставаясь Богом, Он стал и Человеком. У нас одна природа - человеческая, и одна ипостась - конкретный человек, конкретная личность. А Он в Свою Ипостась воспринял человеческую природу. Стал Богочеловеком. Но не пятьдесят на пятьдесят, а остался на сто процентов Богом и стал на сто процентов Человеком. Воспринял человеческую природу во всем кроме греха для нашего спасения.
 
С учетом этого понятными становятся слова Спасителя, прочитанные в сегодняшнем Евангелии: "истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" - у Отца и Сына одна воля и одно действие.

Раз в Ипостаси Христа соединились Божественная и человеческая природы, то и для нас теперь эта встреча стала возможна. Христос указывает, что для этого необходимо: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".

Читать далее

3 мая 2022. Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 3, 16-21.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

14 мая 2022. Суббота седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 15, 17 - 16, 2.

14.05.2022

13 мая 2022. Пятница седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 48-54.

13.05.2022

12 мая 2022. Четверг седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 40-44.

12.05.2022

11 мая 2022. Среда седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 35 - 39.

11.05.2022

10 мая 2022. Вторник седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 27-33.

10.05.2022

9 мая 2022. Понедельник седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 4, 46-54.

09.05.2022

8 мая 2022. Неделя святых жен-мироносиц. Евангельское чтение: Мк 15, 43 - 16, 8.

08.05.2022

7 мая 2022. Суббота седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 14-27.

07.05.2022

6 мая 2022. Пятница седмицы 2-й по Пасхе. Чтение из Священного Писания: Деян 5, 1-11.

06.05.2022

5 мая 2022. Четверг седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 24-30.

05.05.2022

4 мая 2022. Среда седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 17-24.

04.05.2022

3 мая 2022. Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 3, 16-21.

03.05.2022

2 мая 2022. День канонизации святой праведной Матроны Московской.

02.05.2022

1 мая 2022. Антипасха. Евангельское чтение: Ин 20, 19-31.

01.05.2022

30 апреля 2022. Суббота Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 22-33.

30.04.2022

29 апреля 2022. Пятница Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 2, 12 - 22.

29.04.2022

28 апреля 2022. Четверг Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 1 - 15.

28.04.2022

27 апреля 2022. Среда Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 35-51.

27.04.2022

26 апреля 2022. Вторник Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Лк 24, 12-35.

26.04.2022

25 апреля 2022. Понедельник Светлой седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 18-28.

25.04.2022

Контакты