25 сентября 2023. Понедельник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 3, 19-22.
"Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то́, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!"
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, что было после того как Господь принял от Иоанна Крестителя крещение на Иордане:
"Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!"
В чем состоял смысл Крещения Господня? Людей, которые осознавали свои грехи, Иоанн вводил в реку Иордан. Они входили в реку на сколько могли, до головы, и исповедовали вслух свои неправды. Это символизировало, что приступающий к крещению осознает множество своих беззаконий, ещё шаг и он в них потонет, погибнет. Тогда Иоанн погружал крестящегося в воду, исповедуя веру в ожидаемого Мессию, который омоет грехи этого человека.
Господь Иисус Христос входит в воду по-другому. Он вошел, принял крещение и "тотчас вышел из воды" (Мф 3, 16). Потому что Он, как безгрешный Бог, не нуждался в исповедании грехов.
Все люди входили в воду и получали оставление грехов, а Господь наоборот, вошел, не имея ни одного греха, а вышел из воды, взяв на Себя грехи всего мира. В ветхозаветные времена люди, исполняя повеление Божие, раз в год приводили в иерусалимский храм жертвенное животное. Первосвященник возлагал руки на его главу. Держа животное за рога, он исповедовал вслух грехи народа, которые люди совершили в прошедший год. Далее животное отправлялось в пустыню к нечистому духу.
Отсюда пошло выражение "козел отпущения". Животное было лишь прообразом. Оно напоминало людям о грядущем Мессии, который возьмет на Себя грехи мира. И вот, Иоанн креститель возлагает руки на главу Христа во Иордане. На месте, где многие исповедали свои грехи, Господь берет на Себя грехи всех людей и идет в пустыню. Подобно прообразу - ветхозаветному жертвенному животному, отправляется к дьяволу. В пустыне к Нему приступает сатана, искушая Его. Но, в отличие от первого Адама, второй Адам - Христос, пришедший исцелить человечество, посрамил сатану. Путь Адама - путь с Небес, путь от Бога в бездну. Путь Христа - путь из бездны к Богу.