24 сентября 2023. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 1-11.
"Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о том, как еще до призвания апостолов Господь на берегу учил народ. Поскольку слушавших Его слово было великое множество, Он вынужден был попросить у рыбаков на их лодке отплыть немного от берега и учить оттуда, тогда народ не теснил бы друг друга и Его Самого. Одним из рыбаков был будущий апостол Петр. Всю ночь рыбаки ловили рыбу и ничего не поймали. Окончив проповедь, Господь повелел рыбакам закинуть сети в море. Петр сказал: "мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть".
И тогда они выловили великое множество рыбы, так что вынуждены были позвать рыбаков из другой лодки на помощь, а сеть прорывалась. Петр, видя то, "припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним".
Во время земной жизни Господа Иисуса слишком многие говорили Ему те слова, которые мы услышали из уст апостола Петра, - "уйди от нас". Когда Он пришел на землю для Него не нашлось места, родился Творец мира в кормушке для скота. Он исцелил бесноватого, а народ, видя то, в ужасе изгнал Его из города, - "чего ждать от этого человека? Не лишимся ли мы привычного образа жизни?" И так во все времена. Мы постоянно изгоняем Господа, - "нам не до Тебя, - учеба, работа, ремонт, лечение, телевизор, увеселительные мероприятия...". "Помоги мне в этом и в этом, а потом отойди со Своими заповедями и не мешай мне жить как я хочу. Когда надо будет, я Тебя позову", таково зачастую наше отношение к Господу.
А слова Петра по внешней форме были теми же, но по сути исходили из сердца, настроенного диаметрально противоположно. Петр узрел перед собой как минимум Великого Святого и убоялся: "я человек грешный..." Душа Петра не была мертва, она болела о своих грехах.
Апостол Иоанн Богослов в Евангелии приводит слова Христа о дьяволе: "он лжец и отец лжи". Ложью он пытается погубить души людей. По мысли святителя Феофана Затворника, мытарства, которые проходят души людей после смерти, могут представлять из себя нечто противоположное тому, что принято о них думать.
Душе блудника дьявол представит образ рая, где тот будет с невообразимо прекрасными девушками. Тот с радостью туда устремится. Коварство сатаны состоит в том, что душа умершего сама бросается к тем бесам, которые ее искушали, обманывали всю жизнь. Напрасно некоторые могут подумать, что там то они как нибудь пройдут это мытарство, отвергнут искушение. Если здесь человек не научился отсекать блудный помысел молитвой Иисусовой, тем более не сможет он этого сделать и там, когда все темные силы представят перед нами уже не земное, но сатанинское искушение.
Гордый человек, возможно, увидит многих бесов в образе святых, зовущих его к себе на одно из самых почетных мест и с радостью, не имея памяти о своих грехах, устремится туда, и тогда его душа погибнет.
Преподобный Антоний как то увидел множество сетей, которыми дьявол уловляет души людей. Они опутывали всю землю. Кто же сможет избежать их, вопросил он, и услышал ответ: смиренномудрие.
Смиренный даже не обернется, если его назовут святым, подобно Петру он осудит себя, а Бог его призовет к Себе.
Когда мы читаем молитву "Царю Небесный" задумываемся ли мы, какие это страшные слова! Мы призываем Самого Бога, Творца мира, Святость в Которой нет никакой неправды, вселиться в нас! Призываем Святость, которая как пламя опаляет всякий грех. Как не попалит Она нас, если грех настолько сросся с нами, что мы не можем его оставить? Имеем ли мы в этот момент помысел, какой имел апостол Петр "как такое возможно, ведь я человек грешный!"
Или во время молитвы наш помысел вообще находится где угодно, но не в словах, которые читаем? Или мы это читаем из одолжения Богу и ждем от Него: "ну вот ведь, я столько прочитал и в храм сходил, теперь Он мне должен в этом вот помочь и в этом, чтоб здоровье и деньги были, чтобы мечты мои сбылись".
Апостол Петр имел благой и смиренный помысел, который, как ключ открывает дверь, открыл ему вход в жизнь вечную. Он стал учеником Спасителя, первоверховным апостолом. Но духовное устроение большинства иудеев было противоположным. Когда Господь умножал хлебы, исцелял больных, воскрешал мертвых во образ того, что Он пришел победить смерть, духовную нашу гибель, и даровать Царство Небесное, иудеи, желая получить эти земные блага, мечтали сделать Его своим царем. А когда поняли, что Господь уклоняется от этого, распяли Его.
Не будем своей жизнью подражать последним, да не будет у нас так, что Бог нам нужен лишь для разрешения земных трудностей, что мы каждодневно, нисколько не смущаясь, распинаем Его своими грехами. Станем подражать покаянию апостола Петра, будем внимательны к себе в духовной жизни, встанем на путь покаяния, исправления. Тогда Сам Господь, который видит все наши мысли, знает что внутри нас, непременно узрит наше благое произволение и поведет нас в Свое Небесное Царство.
Нашей реакцией на помощь от Бога в земных делах, на Его чудотворения, должно быть не чувство удовлетворения: "ну все, дело сделано, наконец меня Бог услышал", но помысел Петра: "Господи! Я человек грешный!" Этой мыслью, однако, мы не должны ограничиваться и думать: "я грешный, что уж с меня взять, евангельские призывы Господа обращены к святым, я так не смогу..." Нет, но подобно апостолу Петру, сказавшему: "мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть", вновь с верой прибегнем к покаянию, к трудам по исправлению, ожидая помощи в духовной жизни от Бога, избегая отчаяния.