2 октября 2023. Понедельник седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 37-44.
"И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах галилейских"
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Господь исцелил тещу апостола Петра от мучительной и тяжелой болезни. Подойдя к ней, Спаситель запретил болезни и теща апостола тотчас поправилась.
"При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих", читаем мы далее.
В Евангелии много говорится о чудесах Христовых, об исцелениях, которые Он совершил, о том, как нечистые духи оставляли людей, как воскресали мертвые. Мы слышим также, что "много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей" (Ин. 20: 30).
Из того, о чем повествуется в Писании, мы можем сделать вывод о характере Его чудес. Все они продиктованы любовью к людям. Потому Церковь не приняла апокрифические книги, в которых сообщается о том, как младенец Христос, которого обидел другой ребенок, убил того взглядом, как Господь лепил из глины птичек, дул на них и они улетали. Чудеса Христовы не бессмысленны, не направлены на то, чтобы Ему прославиться, часто Он строго запрещал исцеленным рассказывать о произошедшем. И происходят Его чудотворения из сострадания к боли людей. Они раскрывают нам суть Божества: "Бог есть любовь" (1 Ин 4, 7).
Конечно же, Господь мог сойти с Креста на Голгофе, как того, издеваясь, требовали от Него иудеи: "спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста" (Мф 27, 40).
Но Он на то и пришел в мир, чтобы умереть за людей. Смотреть на их страдания Бог не мог, потому отдал за них Свою жизнь. Великим чудом, совершенным на Голгофе было то, что по Его молитве к Богу Отцу: "прости им, не ведают, что творят", гнев Божий не погубил лютой смертью всех людей, распинавших Бога. И сейчас мы, христиане, распинающие Господа грехами, остаемся живы. Господь, посылая нам порой скорбные обстоятельства, не гневается на нас, не мстит, это не жестокий рок, но действие Промысла Божия, направленное на то, чтобы души наши стали чище и светлее, чтобы вера наша стала крепкой, чтобы мы не потеряли дар Божией Любви - вечную жизнь. В этом уверяют нас описанные в Евангелии чудеса Христовы.
Преподобный Никон Оптинский учил, что в скорбных обстоятельствах необходимо, помня о своих грехах, о любви Божией ко всем людям, о Его Промысле, повторять слова: "Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все!"
Другое Евангельское чтение: Лк 5, 12 - 16.
"Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им. Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как ко Христу подошел прокаженный. Проказа - тяжелая болезнь. У заболевшего гниют и иногда отваливаются части тела, расшатываются и выпадают зубы, однако смерть может не приходить длительное время и человек тяжело страдает. Прокаженный изгонялся из общества в безлюдные места, терял работу, семью, испытывал физические и душевные страдания.
Прокаженный, о котором мы слышим, приступил ко Христу не как к врачу, но как к Богу. Врача просят помочь чем возможно, а прокаженный "увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить".
Спаситель "простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него". Прикоснувшийся к прокаженному считался нечистым. Господь же нарочито прикоснулся к нему, показывая, что не это оскверняет человека. Нас оскверняет душевная проказа - греховные страсти.
А другое требование ветхозаветного Закона Господь повелел ему исполнить. "Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им".
Толкователи объясняют, какой дар должен был принести в храме очистившийся от проказы иудей. Это две птицы. Одна из них заколалась, в ее крови омокались крылья другой птицы и та отпускалась на свободу. Одна птица символизировала человеческую природу, которую Христос воспринял в Рождестве от Духа Святого и Марии Девы. Другая птица была символом Его Божественной природы, которую Он, как Бог, имел всегда. По человечеству Он пострадал и умер на Кресте, а затем воскрес и вознесся. Божественная же Его природа не испытывала страданий. Очищение от телесной проказы символизировало очищение благодатью Божией от всякого греха, от всякой скверны душ верующих во Христа.
Очевидно, ни исцеленные прокаженные, ни ветхозаветные священники не понимали почему жертва приносится таким образом. Делали так, потому что так положено. Но Христос наполняет Ветхий Завет истинным смыслом. Как стакан обретает смысл, когда его наполняют водой, так и Ветхий Завет. Его смысл раскрывается в Новом Завете.