4 октября 2023. Среда седмицы 18-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 33-39.
"Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то' и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как к Христу подошли фарисеи и ученики Иоанна Крестителя и спросили о посте.
Многих иудеев пост надмевал, приводил к осуждению тех кто не постится. Сами они не становились лучше. У них лишь добавлялся грех осуждения. Неправильно постится тот, кто соблюдает строгое воздержание в пище, но не видит беды в том, что в сердце он допускает злобу и нечистоту. Кто читает многие молитвы лишь устами, а его мысли далеки от произносимых слов. Вместо духовных добродетелей пост и молитва приносят таким духовный вред. По мысли Игнатия Брянчанинова тот, кто заботится только о внешнем и не старается о внутреннем, не может не впасть в ложное самомнение. Особая опасность этого состояния в том, что заметить явный грех и покаяться в нем гораздо проще.
Слово "фарисеи", которым именовали себя религиозные лидеры иудеев, так и переводится - особенные. Таковыми они себя считали за то, что тщательно соблюдали внешние предписания. Однако Христос уподоблял их красивым гробам за то, что они при этом лицемерно не придавали значения главному, чистоте души.
Спаситель пришел наполнить обрядовые постановления Ветхого Завета истинным смыслом. Но апостолы только начали слышать новозаветную проповедь, свои представления о религии они получили, воспитываясь в иудейской среде. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что ученики Христовы на тот момент еще не были готовы к правильному посту. Пост, говорит святитель, при правильном отношении, заключает в себе радость, ведь он ведет к здравию души. А видеть, что душа поправляется радостно, еще более радостно, чем видеть, что тело выздоравливает. Так поститься апостолы еще не могли, ещё не могли увидеть в посте не цель, но лишь средство. Господь ещё только готовил учеников к правильному посту, учил избегать духовных ошибок. Потому многие внешние предписания ученики Спасителя не соблюдали.
Вопрошающим Спаситель ответил, что всему свое время. И, чтобы Его мысль была лучше понята, привел сразу три небольших притчи.
Фарисейское понимание поста уподобляется старой, изношенной одежде. Ее, эту одежду, необходимо заменить на новую, на евангельское понимание духовной жизни, а не пытаться ее починить, отрывая куски от новой одежды и нашивая заплаты из крепкой ткани на ткань негодную. Заблуждения фарисеев настолько сильны, что требуется оставить все ветхое и начать сначала. Иначе с неутвердившимися в вере произойдет то же, что со старыми мехами, в которые вольют новое вино. Вино - символ радости, благодати Божией, которую не может принять в себя грешная душа.
Но слова Господа имеют отношение не только к первым христианам, выходцам из иудеев. Нам важно понимать, что молитва и пост - сильные средства для исцеления души. Они подобны лекарствам.
Чтобы была польза от прочитываемых по молитвослову молитв, важно понимать их смысл. Не просто вычитывать текст, но стараться при чтении не рассеиваться умом.
Если мы стали видеть в себе множество грехов, перестали осуждать окружающих, если научились сдерживать гнев, в нас появилось сострадание к ближним, появилось стремление к молитве, к богослужению, чтению Священного Писания, значит пост и молитва принесли нам пользу.
Пришедшему в Церковь и желающему поститься, выполнять молитвенное правило, следует обсудить со священником, в какой степени для него сейчас это было бы полезно. Нередко такие люди смотрят на церковный календарь, в котором отражен монашеский устав о посте и говорят: "я так не смогу". А ведь это правила не для тех, кто только переступил порог храма. Святые отцы говорят нам, что мы должны явиться не убийцами своего тела от неразумно строгого воздержания, но убийцами своих греховных страстей.
Между тем, пост, на который благословит нас священник, а также регулярно читаемое молитвенное правило, которое подобрано в соответствии с нашими силами, будут очень полезны. Оптинские старцы в своих поучениях говорят: "При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются". "Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи". «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее.
Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»
Без поста победить страсти, учат святые отцы, было бы чудом, подобным тому, как находиться в огне и не сгорать.