19 сентября 2023. Вторник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 3, 23 - 4, 1.
"Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим приведенное евангелистом Лукой родословие по плоти Господа Иисуса Христа. Перечисляются предки Девы Марии, от Которой Бог Сын, Единосущный Отцу и Святому Духу, воспринял человеческую природу. Родословие Спасителя приводится в двух Евангелиях. В Евангелии от Матфея и от Луки.
Евангелист Матфей необычно начинает свою проповедь. С перечисления имен. Он это делает потому, что ему, по жребию, было поручено проповедовать в Иудее. Жители тех краев отлично знали Ветхий Завет. Чтобы они приняли Христа, им нужно было показать, что на Нем сбылись пророчества. Что Он действительно происходит из рода царя Давида, Он потомок Авраама.
Но почему приводится родословие Иосифа, а не Богородицы Марии? Ведь Иосиф не является отцом Иисуса. Мария зачала сверхестественно, действием Святаго Духа. И, родив, неизъяснимо осталась Девой. Матфей должен был рассказать из какого рода Христос, но приводить родословие по женской линии было тогда не принято. Как сейчас, если мы увидим паспорт, в котором отчество человеку дано по имени матери, мы поймем, что это подделка, чья то шутка, не отнесемся серьезно к такому документу. Так же и тут. Иудей, увидев родословие Иисуса по материнской линии, дальше не стал бы и читать.
В то время у иудеев было принято брать себе в жены не очень близкую, но родственницу. Не двоюродную, но, например, троюродную сестру. А Иосиф, как мы о нем читаем в Священном Писании, был "муж праведный". Очевидно, что это предписание он исполнил. Таким образом, приводя родословие Иосифа, которому было поручено охранять девство Богородицы, евангелист приводит родословие самой Марии.
Родословие, которое мы сегодня прочитали, приводит евангелист Лука. Но его задача иная. Он проповедовал язычникам, которые ничего не знали о пророчествах, данных Аврааму. Потому, в отличие от Матфея, который начинает родословие Авраамом, а заканчивает Иосифом, Лука ведет родословную вниз. От Христа до Адама. Тем показывается, что Христос сроден по плоти всякому человеку. Что Он пришел спасти всех нас. Что христианство не какое то лишь иудейское учение.
Но почему в родословии Господа делается акцент на грехах, имевших место в роду Богоматери? Не говорится, например, что Авраам родил Исаака от Сарры, но просто "Авраам родил Исаака". А когда имел место грех, то на этом акцентируется внимание: "Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею". Тем самым евангелист как бы нарочно напоминает о тяжком поступке царя Давида. Желая завладеть женой воина по ииени Урия, тот повелел поставить его на битву так, чтобы его точно убили. А потом взял себе его жену. Будучи обличен пророком Нафаном в убийстве и прелюбодействе, в злоупотреблении властью и притеснении слабого, Давид принес Богу глубокое покаяние. За то был избавлен от лютой смерти, но перенес много скорбей. Каждый раз, как в родословии упоминается женщина, это напоминание о некоем грехе.
По мысли толкователей, это сделано потому, что Спаситель пришел не стыдится нашей греховности, не гнушаться ей, но уничтожить ее и исцелить. Часто человек рождается с предрасположенностью к каким либо грехам. Некоторые сребролюбивы, кто-то склонен к подлым поступкам, некоторые тяжело искушаемы блудной страстью. Иные люди гневливы, а иные тихони. Но врожденные наши греховные склонности не имеют над нами роковой власти. С помощью Божией мы призваны изжить их. На это и смотрит Бог. По мысли преподобного Паисия Святогорца, Богу особо приятны люди, которые всю жизнь жестоко борются и противостоят греху. Может быть, такой и кажется окружающим хуже, но лишь Богу известны все обстоятельства. Такому Бог обязательно придет на помощь.
В этом и должно состоять наше служение последующим поколениям. Мы должны прожить жизнь так, чтобы наши потомки и подумать не могли, что врожденная наша склонность к некоему греху когда-то имела место в их роде: "как это нашему роду присуща гневливость? Быть такого не может!"