21 сентября 2024.
Рождество Божией Матери.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, братья и сестры, поздравляем с сегодняшним великим и спасительным Праздником, с Рождеством Божией Матери!
О событиях, которые мы сегодня вспоминаем, церковное Предание повествует так. Иоаким и Анна, родители Богородицы, были уже в преклонных годах, но оставались бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось страшнейшим проклятием. Каждый надеялся, что из его потомков родится Спаситель мира. Думали, что к кому Бог благоволит, тому даёт много детей. Однажды, когда Иоаким принес в иерусалимский храм жертву Богу, священник Рувим отказался принять ее, сказав, что если самого Иоакима не принимает Бог, раз Сам Бог предал его страшному проклятию бесплодия, то и жертва Иоакима на храм не может быть принята. С большой скорбью Иоаким удалился в пустыню и там уединенно проводил время в посте и молитве. Не менее скорбела и его супруга Анна. Предание описывает, как она, видя гнездо, свитое на дереве, сказала: «Увы, чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я пред сынами Израильскими? Они смеются надо мною, оскорбляют меня, изгнали меня из Храма Господня. Увы, чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты пред Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться ни с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа».
Скорби, принимаемые с верой, очищают душу от грехов и дают нам несравненно большее, чем мы имели бы, не будь у нас этого лишения. Иоаким и Анна могли бы стать просто хорошими многодетными родителями, но Господь готовил их сердца к несравнимо большему. Они, по благоволению Божию, стали родителями Девы Марии, которая дала плоть Христу Богу, нашему Спасителю. Будем помнить об этом и мы, не будем унывать в различных трудностях, случающихся с нами. Господь желает через них очистить наше сердце, укрепить нашу веру, чтобы даровать нам вечную жизнь, то счастье, которого уже никто не отнимет от нас, о котором мы сейчас не можем и помыслить.
Почему Церковь празднует только три Рождества - Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя? Почему не празднуются дни, в которые родились прочие великие святые?
Рождение человека это еще не повод для радости. Все еще впереди. Как этот человек воспользуется дарованной ему Богом жизнью? Сможет ли, с Божией помощью, победить в себе греховную поврежденность, появившуюся у людей со дня грехопадения? Родившись, человек оказывается в начале пути, исполненного многих трудов и скорбей, узкого и тесного пути, с которого так легко сойти. Жизнь человека может складываться очень успешно с земной точки зрения, но всего этого он скоро лишится. Чем больше приобретет, тем больше потеряет, смерти еще никто не избегал.
С точки зрения верующего человека, успешной является жизнь того, кто нашел Бога, кто пережил духовное рождение. Человек, цепляющийся до последнего за жизнь, за земные блага, будет видеть главным днем день своего рождения, а переживший рождение духовное, главным в своей жизни будет считать это событие - день своего рождения для Царства Божия.
Мы празднуем Рождество Христово, так как в этот День в мир родился не просто еще один человек, нуждающийся в спасении, находящийся под властью греха, проклятия и смерти, но в этот день Сам Бог воплотился ради нашего спасения. Но Боговоплощения бы не было, если бы в свое время не родилась лучшая и славнейшая среди людей и ангелов - Божия Матерь. Господь не крестился бы на Иордане, если бы некогда не родился "больший из всех, рожденных женами", - Иоанн Креститель. Их Рождество Церковь также празднует. Эти два человека приняли непосредственное участие в нашем спасении, совершенном Христом. А то, что прочие люди достигли святости, явилось уже следствием Боговоплощения, следствием победы Христовой над властью дьявола, следствием того, что Он открыл нам Небесное Царство.
Началом избавления людей от проклятия и вечной смерти, началом нашего спасения, явилось Рождество Божией Матери. Потому этот Праздник является первым в новом году (начавшемся по церковному календарю в сентябре).