23 сентября 2024. Понедельник седмицы 14-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 4, 10-23.
"Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит! "
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как Сам Христос толкует апостолам притчу о сеятеле, которую недавно рассказал.
Проповедуя, Господь часто выражал важные духовные истины в притчах - в неких рассказах, которые слушатели сами должны были разгадать. Об этом еще в древности предвозвещал пророк Давид: «Открою уста мои в притче» (Пс 77, 2).
Слушая Господа, обдумывая приводимые Им в пример жизненные ситуации и находя в них параллели с духовной жизнью, каждый сам должен был прийти к важным выводам. Такие умозаключения не были бы навязаны слушателю, но были бы его собственными. Это помогло бы тому, кто ищет истину, найти ее и начать жить по ней.
Перед тем, как объяснить притчу о сеятеле, Господь сказал апостолам: "вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах". Не потому, что Христос любил прочих слушателей менее апостолов, не потому, что они для Него были чужими Он не рассказал и им толкование притчи. Просто человек, услышавший из уст Господа истины о духовной жизни и не изменивший свою жизнь, очевидно, подлежит осуждению. Притча же подобна некоему зерну, которое может прорасти позже. Яркие притчевые образы не будут забыты. Различными жизненными обстоятельствами Бог ведет нас к пониманию духовных истин. Чтобы некогда услышанное, но не понятое, было принято сердцем, стало ясным и спасительным.
В этом смысле обстоятельства нашей жизни могут быть уподоблены притчам.
Человек надеется на богатство, здоровье, карьеру, все его попечения об этом. И вот Господь или на примере его близких, или посылая скорбные обстоятельства ему самому, призывает такого позаботиться о душе.
Гордому, не умеющему уступать мужу, попадается сварливая жена, и он через это может со временем научиться терпению, смирению, любви. А может не пожелать идти трудным путем и развестись, тем самым увеличив свой жизненный крест.
Духовный недуг другого человека состоит в том, что он не надеется на Промысел, не говорит Богу "да будет Воля Твоя", и Господь такому говорит жизненными обстоятельствами: "ну тогда пусть будет воля твоя". Об архимандрите Павле (Груздеве) вспоминали, что иногда, когда кто-то особенно настойчиво чего-либо просил у Бога, обращался за молитвенной помощью отца Павла, и, несмотря на его убеждения в том, что просимое не будет полезно, продолжал настаивать, такой мог получить желаемое. Но потом он возвращался к старцу обратно, чтобы тот помолился Богу и Господь забрал бы этот дар. - "Я понял, что мне это не нужно, зачем мне это?", говорили отцу Павлу такие люди. Но он отвечал: "выпросил, теперь неси".
Мы приходим к неразрешимым трудностям, но через это можем понять, что ошибочно жить без Бога, что Он благ и знает лучше нас, как и что устроить в нашей жизни. Можно через это прийти к покаянию, начать искать Волю Божию о себе и предавать себя и своих близких в Его Волю, а можно впасть в отчаяния.
Господь всячески желает нас обратить к добру, но так, чтобы обратились мы свободно, чтобы это было нашим решением. Он как бы показывает нам: "смотри, Я Благ, то, как ты живешь, неправильно, если хочешь, иди за Мной". А решать нам. Бог свободен и не калечит в нас Свой же образ, свободу. Потому и слышим мы Его учение в притчах, хотя, как Бог, Он мог бы использовать, казалось бы, более действенные способы для проповеди - легионы ангелов, вещающих с неба, громы, землятресения, - все в Его власти. Но это не способствовало бы тому, чтобы двое полюбили друг друга - человек и Бог, чтобы человек ответил на любовь Божию. Результатом великих знамений была бы не любовь, а рабский страх.