20 сентября 2024. Пятница седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 4, 1-9.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу о сеятеле, сказанную Христом во время проповеди. Уча людей, Господь часто выражал важные духовные истины в притчах - в неких рассказах, духовный смысл которых слушатели сами должны были разгадать. Об этом еще в древности предвозвещал пророк Давид: «Открою уста мои в притче» (Пс 77, 2).
Слушая Господа, обдумывая приводимые Им в пример жизненные ситуации и находя в них параллели с духовной жизнью, каждый сам должен был прийти к важным выводам. Такие умозаключения не были бы навязаны слушателю извне, но фактически становились его собственными. Это помогло бы тому, кто ищет истину, найти ее и начать жить по ней.
Притча о сеятеле звучит так: "вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то'.Иное упало на каменистое место,где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто".
Сам Спаситель так толкует эту притчу: "семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото'м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении".
В конце притчи Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"
Очевидно, что речь здесь идет не об обычных ушах. Нелегко найти людей, у которых вообще нет ушей. И глухие тоже встречаются не так часто. Однако же очень многие к Евангелию равнодушны. В притче говорится о восприимчивости нашей души к Слову Божьему. Хотя бы что-то из учения Христа слышали практически все жители земли. Но как невозможно объяснить что-либо глухому, лишенному слуха человеку, подобно этому многие люди не способны воспринимать благовестие во спасение души.
Святые отцы призывают нас поразмыслить, какова почва нашего сердца, почему мы не живем свято? Почему семя, Слово Божие, не приносит в нас обильный плод добродетельной жизни?
Некоторые говорят: "такова уж почва моего сердца, жить свято я не могу. Некоторые греховные наклонности унаследованы мной от родителей, я духовно слаб". Но, по мысли святых толкователей, ни родовой грех, ни слабость души не могут служить нам оправданием, ведь нам всегда готов помочь Бог, если только увидит наши усилия. Какой взрослый не поможет ребенку, если увидит, что тот изо всех сил старается поднять тяжелый предмет, говорит преподобный Паисий Афонский. Напротив, Бог больше всего любит тех людей, в жизни которых может быть и нет какой-либо особенной святости, но которые изначально были слабы духовно, которые от рождения были ленивы или гневливы или сребролюбивы, сластолюбивы, но которые всеми силами всю жизнь стараются, с Божьей помощью, эти грехи преодолеть.
Святитель Феофан Затворник советует готовить почву своего сердца "вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь". Когда наши труды соединятся с благодатной помощью Божией, то благодать, полученная некогда как семя, возрастет в нас и даст обильный плод.