3 сентября 2024. Вторник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 23-28.
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим продолжение обличительной речи Спасителя к фарисеям.
Внешние дела закона (приносить жертвы в храм, поститься итд), можно уподобить телу человека, а дух закона, который состоит в том, чтобы любить Бога и ближних, можно уподобить человеческой душе. Фарисеи заботились только о первом. Получается, их вера подобна живому трупу. Так же и мы, если считаем себя верующими, а в грехах не исповедуемся, не стараемся исправиться и жить по заповедям, то наша вера мертва.
Преподобный Иустин Попович так определял фарисейство: "Фарисейство заключается в том, чтобы провозглашать главное второстепенным, а второстепенное главным. В этом и есть сущность лицемерия, формализма, поверхностности. Лицемерие и мерит только лицо, только внешность, только вид, только корку; не желает заглянуть в корень, в суть, в ядро, в сердце, откуда исходят все жизненные и животворные силы".
Фарисеи отдавали на нужды храма десятую часть от урожая, десятину со всех полученных доходов. Но после этого самолюбие тешило их душу, уверяя что заповедь Божия исполнена. Однако о главном они забывали: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру". Внешние дела ублажают самолюбие, а суд (справедливость), милость и вера требуют отречения от своего самолюбия.
Что же, значит и не надо делать внешние дела благочестия, не обязательно ходить в храм, важно лишь иметь чистое сердце? Для того и делаем внешнее, чтобы появилось внутреннее, просто важно не забывать об этой цели. Как же Бог появится в душе, как она сможет очиститься от грехов без помощи Свыше? Самые действенные средства к уврачеванию духовных недугов - таинства, данные нам Христом: крещение, исповедь, причащение.
"Сие надлежало делать, и того не оставлять", читаем мы далее речь Господа. У фарисеев же была забота только о внешнем. А у нас нет ни внешнего ни внутреннего. Тем более можно отнести к нам слова "горе вам!"
Душа, не преображенная Господом, может казаться окружающим порядочной, доброй. "Вот вы церковь ходите, а делаете много плохого, а некоторые не ходят, но гораздо лучше вас", рассуждает иные. Господь же уподобляет тех, кто исправен лишь внешне, кто кажется порядочным и культурным, раскрашенным гробам: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония". События начала прошлого века явились наглядной иллюстрацией этих слов. Представители культурной и порядочной нации оказались способны на массовые убийства женщин и детей в концлагерях. Встречаются люди, которые отказываются от мяса, чтобы не убивались животные, а сами совершают аборты.
Евангелист Лука приводит и такие слова Господа "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того".
Бывает, на территории старых кладбищ уже ничего не остается. Там строят дома, дороги, по которым ходят люди. Так и душа человека. Ни окружающие его, ни даже он сам может не знать о своих грехах, может заглушить совесть и превозноситься над другими, осуждать других, может получать награды за добрые дела, но перед Богом быть большим грешником.