2 сентября 2024. Понедельник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 13-22.
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо'дите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо'литесь: за то' примете тем бо'льшее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как Господь обличает книжников и фарисеев. Эти люди старались казаться окружающим ревностными знатоками и исполнители Закона Божьего. Но забота их была направлена на исполнение внешних предписаний, а цель, ради которой давались людям эти внешние установления, их не интересовала. Например, посвящая седьмой день Богу, они считали тяжким грехом сделать что либо незначительное в этот день. Даже считали свои шаги и других учили, что в субботу нельзя много ходить. А совершить в этот день предательство, оставить человека без помощи, предать неповинного на смерть, за грех не считали. Думали, что они святы, ведь закон по букве, казалось бы, соблюден.
Во все времена ошибка в духовной жизни фарисеев была присуща людям. Исполнить внешние дела богоугождения гораздо проще, чем заботиться о чистоте своей души и даже помыслов. Существуют целые религии, которые построены только на делах внешнего богопочитания.
И в наше время почти всем верующим людям, в том числе относящим себя к православным христианам, в той или иной степени свойственно религиозное мировоззрение фарисеев. Обличения, сказанные им Господом, относятся и к нам.
Мы считаем, что быть некрещеным очень плохо, но забываем, что погружение в купель это наша смерть и погребение. Даже не обещание всевозможно беречься от греха, а смерть и погребение для жизни греховной. Восстание из купели - воскресение для жизни новой, святой. Помним ли, что всякий грех для нас теперь это что то противоестественное, главная беда? Или день за днем грешим и не видим в этом ничего особенного?
Стремимся крестить наших детей. А будем ли читать с ними Библию, объяснять им красоту православной веры? Сможем ли научить тому, чего не знаем сами, наставить жить так, как сами не живем? Величайшие святые отцы (Кирилл Александрийский, Григорий Богослов и другие) говорят, что без подобной решимости люди крестят, а Дух Святой не крестит, что произойдет лишь обливание водой. Но мы радуемся, что получили свидетельство о крещении, внешний обряд совершен, мы православные, говорим мы. Не к нам ли относятся слова Господа: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо'дите и хотящих войти не допускаете".
Детская душа восприимчива к вере. Вся жизнь пойдет по другому, если верующие родители читают с детьми Библию, водят их на причастие, сами по вере живут и со своими немощами борятся. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас".
Фарисеи заботились хотя бы о делах внешнего благочестия. Мы же и того не делаем. Только когда случится беда пойдем в храм, искренно помолимся. Но о чем? О выздоровлении, разрешении трудной ситуации. А чтобы сердце научилось прощать, чтобы мы не забывали больше Бога, перестали распинать Его своими грехами, мы не заботимся. Легче поставить свечку и подать записку, а после этого считать, что все необходимое сделали, чем внимательно исповедаться и положить начало исправлению. Если мы в этом не изменимся, то и к нам отнесутся слова Господа "горе вам!"