8 сентября 2024. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 23-35.
"Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что' должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка'к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та'к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Спасителя, в которой говорится о некоем царе, у которого был должник. Тот должен был ему десять тысяч талантов (денежная единица), но не отдавал их. По закону жена и дети должника должны были быть проданы в рабство, а сам должник должен был быть посажен в темницу, пока не выплатит все. Но, будучи приведен к государю, он пал перед ним на колени и умолял подождать еще, обещал все вернуть. Государь сжалился и простил ему этот огромный долг.
Что же сделал прощенный человек? Незамедлительно отправился к своему другу-должнику. Тот должен был ему сто динариев. Эта сумма была примерно в миллион раз меньше того долга, который ему самому только что простил царь.
В те времена, как считают исследователи, средний доход иудея в месяц составлял десять динариев, а минимальную сумму, на которую можно было прожить в течение месяца, составлял один динарий.
В свою очередь, должнику должника нечем было отдать долг. Он упал ему в ноги, но тот душил его, а потом посадил в темницу, пока не отдаст все сто динариев. Товарищи человека, посаженного в темницу, знали о том, как государь простил самому немилосердному заимодавцу его огромный долг, и донесли о его злом поступке царю.
"Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка'к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его", сказал Христос.
По мысли толкователей, царь в этой притче символизирует Бога, а Его должники все мы. Каков наш долг перед Ним? Работавший целый месяц иудей зарабатывал около 10 динариев. Сколько нужно трудиться, чтобы заработать один талант? Средний иудей смог бы заработать его только если бы трудился без выходных и отдыха около ста лет. Что же символизирует долг в десять тысяч талантов? Жизнь, данную нам Богом, Кровь Христову, которую Он пролил на Кресте, чтобы даровать нам прощение грехов и Небесное Царство, долготерпение и любовь Божию. Десять тысяч талантов это образ бесконечного, неуплатного долга. То, что бесценно.
Бывает, кто-то нас обижает, кого-то нам надо потерпеть. А мы говорим "ну это уж слишком, его простить не могу". Сто динариев по отношению к десяти тысячам талантов это образ "мелочей жизни", которые приводят нас к гневу, к оскорблениям, к выяснению отношений, к мелкой мстительности.
Все мы, как пишет апостол Иоанн, грешны перед Богом: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин 1,8). "Оставь нам долги наши как и мы оставляем должникам нашим", такой молитве научил христиан Спаситель. Существует немало древних евангельских рукописей, в которых слова "мы оставляем" написаны в прошедшем времени. То есть, условие того, что я обращаюсь к Богу с просьбой о прощении - что я уже простил всех своих должников.
Будем помнить о том, насколько мало мы можем простить ближним по сравнению с тем долгом, который Господь готов оставить нам. Но и за это малое Господь готов принять нас и даровать Небесное Царство.