26 мая 2022. Четверг седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 9, 39-10, 9.
"И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа о духовной слепоте. После рассказа о слепом человеке, которого Господь исцелил, в Евангелии повествуется о реакции на это чудо фарисеев - людей, хорошо знавших Священное Писание, выполнявших внешние предписания Закона Божия, но не заботившихся о чистоте души. Они имели ненависть ко Христу, который не раз их обличал.
Религиозные учителя иудеев – те, кто должны были бы первыми узнать во Христе Бога и привести к Нему народ, проявили удивительную духовную слепоту. После очередного увиденного ими чуда, они еще больше озлобились на Господа и начали убеждать друг друга и толпу, что ничего необычного не произошло. Господь сказал им: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Слово суд здесь обозначает последствия проповеди Иисуса для слышавших. Простой человек, не имевший больших познаний в вере и бывший слепым, исцелен Господом, прозрел физически и духовно - обрел веру, узнал о пришествии в мир Спасителя. А не имевшие проблем со зрением религиозные учителя, считавшие себя разбирающимися в Священном Писании, оказались духовно слепы. «Некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Многие души огрубели: и очами не видят; и ушами не слышат. Есть слепота и глухота телесная – трудно переносить их, но духовная глухота и слепота гораздо ужаснее. Да избавит нас от этого Господь Бог». Многие из нас ничем не лучше фарисеев. Мы не подражаем им в скрупулёзном изучении и отличном знании Священного Писания, но подражаем в слепоте души. Верим в Бога, а по вере не живем, заботимся только о том, чем сможем пользоваться недолго – о здоровье, уважении, материальном благополучии. О душе забываем, откладываем заботу о ней на потом.
Слово Божие и нам тоже дано на суд. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Раскрывая для чтения книгу - святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни… Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который - Евангелие. Открываются очи - и усматривается чудное исцеление души от греха, совершаемое Словом Божиим. Исцеление телесных недугов было только доказательством исцеления души… Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем. Стяжи такое расположение души, чтоб тебе быть способным к получению исцеления. Способны получить его сознающиеся в своей греховности, решившиеся оставить ее. Горделивому праведнику, то есть грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель».