17 мая 2022. Вторник седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 7, 1-13.
"После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский - поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, почему Господь, после сотворения многих чудес, не проповедовал в Иерусалиме. Иудеи, ставшие свидетелями исцеления, совершенного Им в субботу, по своему безумию желали Его убить. В вину Господу ставили то, что исцеление Он совершил в день покоя, в субботу. Христос же поступил так, желая показать всем правильное отношение к субботе, к посту, к внешним религиозным установлениям. Показать, что любовь выше, что внешнее это лишь средство, которое должно помочь внутреннему стать чище.
Приближался один из важнейших еврейских праздников. Каждый год на праздник Кущей все иудеи собирались в Иерусалиме. Незадолго до праздника к Христу приступили Его братья - родственники по плоти Девы Марии и Иосифа Обручника. То есть двоюродные, троюродные братья по плоти Спасителя, воспринявшего в Рождестве человеческую природу от Богородицы и Духа Святого. По мысли толкователей, советуя Ему пойти в Иерусалим, они руководствовались греховными соображениями - честолюбием, завистью. Желали сами прославиться своим родством с Великим Чудотворцем: "братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным.
Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру".
"Ибо и братья Его не веровали в Него" - хотя эти люди и состояли в родстве со Спасителем по плоти, но не познали в Нем Бога. Евангельское слово не отозвалось в их сердцах.
Напротив, можно не состоять с Господом в родстве по плоти, происходить из языческого народа, но к Господу быть ближе. Спаситель говорил: "ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф 12, 50).
Чего искали не крепкие в вере братья по плоти? Подобно многим другим иудеям они желали земного могущества, славы и материальных благ. К чему призывал Христос? Заботиться о чистоте души, жить любовью к Богу и к ближним, не привязываться к материальному, пренебрегать человеческой славой, искать славы у Бога. Господь отвечает им: "Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы".
Люди с радостью принимают учителей, обещающих земные блага, услаждающих самолюбие слушателей. Апостолы, пророки, святые, Сам Спаситель - те, которые учили добродетели, были гонимы.
Вместо борьбы с грехом люди, поддавшиеся страстям, начинают бороться с теми, кто живет по-другому, кто призывает к свету. Тем самым они становятся орудиями сатаны. "Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы через досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но через органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать", свидетельствует святитель Феофан Затворник.
Господь никогда не оставит того, кто Ему верен. Промысел Божий устраивает так, что и злое служит к спасению людей. Часто трудные обстоятельства служат к укреплению веры, помогают нам увидеть свои духовные болезни и покаяться в них. "Миром правит только Промысл Божий", говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Архимандрит Павел (Груздев) говорил: "Если бы не было унижений и поруганий, то не было бы ни одного святого. Кто бежит от скорбей, тот бежит от жизни вечной своей. За что бы мы получили награду, если бы нас не обижали, обижающих мы должны считать благодетелями душ наших".
"Не ропщи, что хула твою жизнь отравляет: знай - людей похвала мзду небес уменьшает".