Толкование на Евангелие

29 мая 2022. Неделя о слепом. Евангельское чтение: Ин 9, 1-38.

"И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви'! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси'те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси'те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему".

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим об исцелении Христом человека, который был слепым от рождения.

Когда Спаситель проходил мимо слепого, ученики спросили Его, кто согрешил, незрячий или его родители, что тот родился слепым? Господь же сказал: "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии". После этих слов Спаситель плюнул на землю, сделал брение и помазал слепому очи. Затем отправил его к купели Силоам, чтобы тот умылся. Тот поверил, пошел и умылся, и вернулся зрячим.

Каково значение этого чуда, совершенного Христом? Почему этому чуду посвящен сегодняшний воскресный день?
Силоам на древнееврейском языке означает "посланный", что и указывает особо евангелист Иоанн. А Святитель Иоанн Златоуст называет Самого Иисуса Христа "духовный Силоам". Он был послан, чтобы человечество духовно прозрело. В этом главное значение совершенного чуда, во образ которого становится зрячим слепорожденный. Язычники должны были прийти к познанию истинного Бога, а иудеи увидеть главный смысл Ветхого Завета, понять его дух и смысл, принять Новый Завет. Слепой получил врачевство от Христа и отправлен к водному источнику. Вода это образ действия благодати Святого Духа, который живит всякую душу. Сейчас мы продолжаем праздновать Пасху Христову и готовимся скоро встретить Пятидесятницу - День Святого Духа. Потому это евангельское событие вспоминается в эти дни.

Каждый из нас также должен духовно прозреть. Как? Слепой не противился непонятным, возможно даже странным действиям Спасителя. Принял от Него помазание слюной, смешанной с землей, потом послушно отправился к купели и там прозрел. Мы тоже, если желаем спасения души, не должны пренебрегать порой кажущимися не особо нужными для нас установлениями церковными - утренними и вечерними молитвами, постом, пока не понятными для нас богослужениями, необходимостью регулярно исповедоваться и вкушать Тело и Кровь Господа в таинстве евхаристии. Если и кажется, что не многое меняется, должны с верой принять это, стремиться постепенно узнавать содержание непонятного, читая толкования, но не отвращаться от того, смысл чего нам не ясен, проявить веру.

Мы рождаемся духовно слепыми, наследуя от родителей поврежденную грехом человеческую природу. Мы духовно слепы. Святитель Игнатий Брянчанинов так говорил о духовной слепоте:
"В духовном отношении все грешники должны быть признаны слепыми: они точно – слепы. Их называет слепыми Священное Писание; самое дело доказывает слепоту их. Зрение грешников столь извращено и повреждено грехом, что оно со всей справедливостью должно быть признано и названо слепотой. Слепота эта – слепота духа. Слепота эта тем опаснее, что она наиболее признает и проповедует себя удовлетворительнейшим, превосходнейшим зрением. Не видит слепотствующий грешник ни Бога, ни вечности, ни себя, ни назначения, для которого создан человек, ни смерти, ожидающей его и всех человеков, неминуемой ни для него, ни для кого из человеков. Несчастный! Он действует из слепоты своей, действует для погубления себя, действует для одного суетного и временного, гоняется за одними призраками. И приходит забытая им смерть, срывает его с поприща деятельности его, представляет на суд Божий, о котором он никогда не думал, к которому он вовсе не приготовился. Началом возвращения к зрению для слепотствующего грешника служат сознание и исповедание слепоты, оставление деятельности, совершаемой под водительством этой слепоты".

Заповеди Божии, забота об их исполнении, должны привести душу к пониманию нашего падшего состояния. Через них мы должны почувствовать необходимость в Спасителе, в Боге. 

Примем с верой Слово Божие, церковные установления и устремимся к исцеляющей благодати Божией. Каким прекрасным открывается мир прозревшему человеку, который не мог видеть со дня рождения! Еще более прекрасный духовный мир должны открыть мы, прозрев духовно, оставив всю нечистоту, обиды, восприняв жизнь по Евангелию.

Читать далее

28 мая 2022. Суббота седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 27-38.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

8 июня 2022. Среда седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 16, 15-23.

08.06.2022

7 июня 2022. Вторник седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 16, 2-13.

07.06.2022

6 июня 2022. Понедельник седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 15, 1-7.

06.06.2022

5 июня 2022. Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцев I-го Вселенского Собора. Евангельское чтение: Ин 17, 1-13.

05.06.2022

4 июня 2022. Суббота седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 14, 10-21.

04.06.2022

3 июня 2022. Пятница седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 14, 1-11.

03.06.2022

2 июня 2022. Вознесение Господне. Евангельское чтение: Лк 24, 36-53.

02.06.2022

1 июня 2022. Среда седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 12, 36-47.

01.06.2022

31 мая 2022. Вторник седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 12, 19-36.

31.05.2022

30 мая 2022. Понедельник седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 11, 47-57.

30.05.2022

29 мая 2022. Неделя о слепом. Евангельское чтение: Ин 9, 1-38.

29.05.2022

28 мая 2022. Суббота седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 27-38.

28.05.2022

27 мая 2022. Пятница седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 17-28.

27.05.2022

26 мая 2022. Четверг седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 9, 39-10, 9.

26.05.2022

25 мая 2022. Среда седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 5-14.

25.05.2022

24 мая 2022. Вторник седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 51-59.

24.05.2022

23 мая 2022. Понедельник седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 42-51.

23.05.2022

22 мая 2022. Неделя о самаряныне. Евангельское чтение: Ин 4, 5-42.

22.05.2022

21 мая 2022. Суббота седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 31-42.

21.05.2022

20 мая 2022. Пятница седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 21-30.

20.05.2022

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты