5 июня 2022. Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцев I-го Вселенского Собора. Евангельское чтение: Ин 17, 1-13.
"После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня Церковь вспоминает, как в первые века христианства Святым Духом утверждалось истинное учение о Христе. Господь непостижим, неописуем, даже ангелы склоняются перед Ним в страхе и благоговейной молчании. «Только злоба еретиков заставляет нас говорить о Боге, чтобы отметать ложные представления», говорил Иларий Пиктавийский.
Отцы I-го Вселенского Собора, проходившего в 324 году в Никее, приняли догмат о том, что Иисус Христос - Истинный Бог, который воплотился от Духа Святого и Девы Марии и, оставаясь Богом, стал и Человеком. Иначе, если бы в Его Ипостаси не встретились Божество и Человечество, то и для нас такая встреча оказалась бы невозможной.
Некогда прародители Адам и Ева, будучи в раю, согрешили. В мир вошёл грех и его последствия - болезни, страдания, смерть. В отличие от первых людей, путь которых образно можно назвать путем с Неба в бездну, путь Христа противоположен. Это путь из бездны на Небо. Не совершив ни одного греха, претерпев за наши беззакония крестную смерть, Богочеловек Иисус Христос Воскрес и Вознесся. Ввел воспринятую Им человеческую природу в Славу Божию, открыл этот путь для каждого из нас.
«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира», читаем мы в сегодняшнем Евангельском чтении слова Спасителя. Ни один человек так сказать не мог бы. Только воплотившийся Бог Сын единосущный с Отцом.
На Первом Вселенском Соборе был принят Символ Веры. Частично дополнен он был на Втором Вселенском Соборе, и в таком виде мы читаем его каждый раз в утренних молитвах, поем на литургии в церкви. Его читают, когда в храме происходит крещение.
Почему это краткое исповедание веры носит такое название – «Символ»? Так в античном мире называлась дощечка, которую ломали пополам близкие друзья, если не знали, увидятся ли они когда-нибудь вновь. След на ее изломе всегда уникален – с другой половиной от другой дощечки он никогда не совпадёт. А если совпадёт, их внуки могли бы сделать вывод – наши деды знали друг друга, значит и нам следует помогать друг другу, не враждовать. Так и тут – если я исповедую веру так, как написано в Символе веры, я могу сказать, что я верю православно, а иначе мое исповедание веры не совпадает с верой Церкви.
Будем стараться познавать основы православной веры, ведь многие из нас специалисты в чем-то непростом, в том, чему следует долго учиться. А о Христе, о том в чем смысл Его Вочеловечения, Крестных Страданий, многие не знают. Молитвами святых отцов Первого Вселенского Собора да поможет нам Господь найти время на знакомство с красотой и глубиной православного вероучения, да утвердит нас в намерении жить согласно нашей вере.