Толкование на Евангелие

14 ноября 2024. Четверг седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим обличительные слова Христа, сказанные фарисеям: "Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего"

Эти слова могут вызвать недоумение. В чем Господь видел вину религиозных лидеров иудеев? Это не они, но их предки побили пророков, а они, напротив, осознав, что с людьми Божиими поступили жестоко и неправильно, поставили памятники на их могилах. За что же с них взыщется? Почему Христос сказал, что они соглашаются со своими предками, когда, казалось бы, они признают их ошибку и почитают память убитых праведников?

Если посмотреть на контекст речи, в которой Христос произнёс эти слова, то становится понятно о чем идет речь. Господь обличает фарисеев за то, что в религиозной жизни они забывают о главном, о делах любви к Богу и ближнему, о чистоте сердца, и хотят угодить Богу внешними делами за которые надеются получить от Господа награду. Такой тип религиозного сознания встречался всегда, он наиболее распространен и сейчас.

Многих заботит куда в храме поставить свечку, как попасть к чудотворной иконе, к каким мощам съездить чтобы помогло, может есть какая-то "сильная" молитва? Но немногих волнует, что кто-то очень нуждается в их помощи. Такие люди и не думают мириться с ближними, каяться перед Богом за грехи и исправлять жизнь. Внешние дела богоугождения делать несравнимо легче, ими они и ограничиваются, ими и стараются заглушить свою совесть.

В этом богоизбранный народ неоднократно обличали пророки, за что нередко были изгоняемы и даже убиваемы. За обличения был распят и Христос. Как, сотворив такое зло как убийство пророка, успокоить совесть? Усилить внешние дела благочестия. И фарисеи дошли в этом до крайности. Спаситель обличает их, что они, забыв о главном, приносят в храм десятину со всего, - с мяты, с тмина. Это непросто со всего, что употреблялось в пищу, а даже и со специй требовалось выделять десятую часть и нести её в храм. Люди и сейчас могут отправиться в далекое паломничество, чтобы приложиться к святыне, но в покаянии пересмотреть свою жизнь для них невыносимо трудно.

Итак, обличаемые Господом фарисеи были того же Духа, что и их предки, убивавшие пророков. Что было характерно для многих жителей нашей страны в предреволюционные годы, являлось главной их болезнью в духовной жизни? Ведь Пасха и Рождество праздновались абсолютным большинством жителей, время от времени посещали храм почти все, все русские были крещены. И вот проходит несколько лет и многие становятся жестокими гонителями веры. Новомучеников пострадало за эти годы беспрецедентно много, как никогда в истории Церкви.

Одним из главных духовных недугов была религиозность чисто внешняя, обрядовая, не соединенная со старанием жить по Евангелию. Когда мы обращаемся с молитвой к новомученикам, к святым, пострадавшим от большевиков, кому мы подобны? Им или их гонителям? Если мы не желаем строить свою жизнь по подобию святых, но ищем лишь помощи святых в наших земных нуждах, то и к нам относятся слова Христа "горе вам...", продолжателям дел, греховной жизни тех, которые явились гонителями пророков и святых.

Далее мы читаем: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали"

Ветхозаветное Писание, которое изучали книжники, содержало множество прообразов о Христе, о Его Матери, которая родит, будучи Девой: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис 7, 14). О роде царя Давида, из которого будет происходить Богородица, о проповеди Хрмста, о том, что Он придет в мир не в виде Царя, но в образе простого Человека, будет не судить, но призывать всех к покаянию, будет учить в притчах. Человек, хорошо знавший Писание, должен был понять, что на Иисусе сбылись все пророчества. Увидеть и рассказать об этом прочим людям. Через это книжники и сами бы спаслись и помогли бы войти в дверь спасения другим. Их знание Писания Господь уподобляет ключу. Ведь Писание пророчествовало о Господе языком образов. Например, тридневное пребывание Ионы в чреве кита прообразовало тридневное пребывание Плоти Христа во гробе после Его Крестной Смерти и до Воскресения из мертвых. Однако книжники и сами не пожелали признать Иисуса Спасителем, и другим препятствовали. 

"Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие", заканчивает речь Христос. Будем и мы стараться избегать лжи самим себе в духовной жизни.

Читать далее

13 ноября 2024. Среда седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

19 ноября 2024. Вторник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 42-59.

19.11.2024

18 ноября 2024. Понедельник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.

18.11.2024

17 ноября 2024. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 41-56.

17.11.2024

16 ноября 2024. Суббота седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 1-6.

16.11.2024

15 ноября 2024. Пятница седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 2-12.

15.11.2024

14 ноября 2024. Четверг седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

14.11.2024

13 ноября 2024. Среда седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

13.11.2024

12 ноября 2024. Вторник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 34-41.

12.11.2024

11 ноября 2024. Понедельник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.

11.11.2024

10 ноября 2024. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 26-39.

10.11.2024

9 ноября 2024. Суббота седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 16-21.

09.11.2024

8 ноября 2024. Пятница седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 23-26.

08.11.2024

7 ноября 2024. Четверг седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 14-23.

07.11.2024

6 ноября 2024. Среда седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 9-13.

06.11.2024

5 ноября 2024. Вторник седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 1-10.

05.11.2024

4 ноября 2024. Празднование Казанской иконе Божьей Матери. Евангельское чтение: Лк 10, 38-42; 11, 27-28.

04.11.2024

3 ноября 2024. День памяти преподобного Илариона Великого. Евангельское чтение: Мф 4, 25 - 5, 12.

03.11.2024

2 ноября 2024. Суббота седмицы 19-й по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота. Евангельское чтение: Лк 7, 1-10, Ин 5, 24-30.

02.11.2024

1 ноября 2024. Пятница седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

01.11.2024

31 октября 2024. Четверг седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9,49 - 56.

31.10.2024

Монашество

Контакты