Толкование на Евангелие

19 ноября 2024. Вторник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 42-59.

"Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверным. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие свершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки". 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей".
Образ огня, который принес Христос, по мысли толкователей состоит в следующем. Огонь полностью сжигает большинство предметов. А металл он очищает от примесей. 
Сердца уверовавших во Христа должны разгореться и очиститься от всякого греха, от всего, чему служат люди, живущие в мире. Христианин, возлюбивший Бога, уже не служит успеху, здоровью, достатку. Главное для него Бог и Бог очищает сердца своих последователей от всякого греха. Возлюбивший Бога, по словам Макария Великого, подобен человеку, находящемуся в огне. Даже если давать ему самые драгоценные вещи, он их не возьмёт, они потеряли для него ценность.

Сам Бог возлюбил мир и, чтобы очистить нас от всякой нечистоты, Сам стал Человеком. Посредством огня Крестных Страданий, обновил и освятил в Себе человеческое естество, которое некогда было осквернено грехопадением. Потому Христос, говоря здесь о Своей Крестной Смерти (о крещении), которую Он примет по любви к людям, говорит, что Он томится, когда это произойдет.

Когда христианин начинает жить по Евангелию, это вызывает неприязнь, усмешки или вражду по отношению к нему со стороны тех, кто так не живет. Даже самые близкие родственники могут тогда стать врагами нашего спасения, если будут, пользуясь тем, что они нам дороги, уговаривать одуматься и жить как и прежде.

Если близкие склоняют нас к греху, желают чтобы мы подобно им отрицали Христа или чтобы Бог был у нас не на первом месте, то нам следует, не сомневаясь, следовать за Господом, отсекая их уговоры. Страстная любовь к домашним, ставящая их на первое место, на место Бога, губительна и для тех на кого направлена такая привязанность и для того, кто ей живет.

Если в центре моей любви к домашним нет Бога, то я становлюсь им врагом. Моя любовь мешает спасению как их души, так и моей. Имеющий истинную любовь к ближнему будет желать ему в первую очередь Небесного Царства, не будет потокать в грехах, все обстоятельства предоставит на Волю Божию. Ведь именно от того, с Богом ли мы, и зависит имеем ли мы только призрак счастья или истинное, вечное счастье, которого никто от нас никогда не отнимет. Любовь к Богу как меч, она должна отсекать все греховное в отношениях с ближними. На ее основе и должны строиться обновленные, лишенные греха отношения с окружающими.

В другом евангельском чтении, которое было прочитано сегодня в храме, мы слышим притчу, которая, как поясняю толкователи, предостерегает нас от злоупотребления Божиим долготерпением.

"В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнет. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,- 9не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее". 

Некогда иудеи, которые не жили по Божиим заповедям, не приносили добрых плодов в духовной жизни. К ним неоднократно посылались пророки, но раз за разом (год за годом на языке прочитанной притчи) ничего не менялось к лучшему. После же к ним пришёл Сам Спаситель, но и Его приняли лишь немногие, а прочие были оставлены. Подобно им и сейчас. Всякий христианин, всякий христианский народ призывается Господом к доброделанию, очищению от греховной нечистоты. За нас ходатайствуют святые ("подожди ещё год" на языке притчи). Промысел Божий раз за разом ставит нас перед выбором. Но если мы так и не откликнемся на призыв к покаянию, то будем отринуты как окончательно сделавшие свой злой выбор. 

Читать далее

18 ноября 2024. Понедельник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

19 ноября 2024. Вторник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 42-59.

19.11.2024

18 ноября 2024. Понедельник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.

18.11.2024

17 ноября 2024. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 41-56.

17.11.2024

16 ноября 2024. Суббота седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 1-6.

16.11.2024

15 ноября 2024. Пятница седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 2-12.

15.11.2024

14 ноября 2024. Четверг седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

14.11.2024

13 ноября 2024. Среда седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

13.11.2024

12 ноября 2024. Вторник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 34-41.

12.11.2024

11 ноября 2024. Понедельник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.

11.11.2024

10 ноября 2024. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 26-39.

10.11.2024

9 ноября 2024. Суббота седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 16-21.

09.11.2024

8 ноября 2024. Пятница седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 23-26.

08.11.2024

7 ноября 2024. Четверг седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 14-23.

07.11.2024

6 ноября 2024. Среда седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 9-13.

06.11.2024

5 ноября 2024. Вторник седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 1-10.

05.11.2024

4 ноября 2024. Празднование Казанской иконе Божьей Матери. Евангельское чтение: Лк 10, 38-42; 11, 27-28.

04.11.2024

3 ноября 2024. День памяти преподобного Илариона Великого. Евангельское чтение: Мф 4, 25 - 5, 12.

03.11.2024

2 ноября 2024. Суббота седмицы 19-й по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота. Евангельское чтение: Лк 7, 1-10, Ин 5, 24-30.

02.11.2024

1 ноября 2024. Пятница седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

01.11.2024

31 октября 2024. Четверг седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9,49 - 56.

31.10.2024

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты