Рождество Христово в Покровской обители
07.01.2019
"Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем проповеда,
якоже уста, звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе,
верою покланяющияся Тебе; с нимиже помилуй нас."
(Тропарь на Великой вечерне)
7 января 2019 года, в светлую Рождественскую ночь в Покровском ставропигиальном женском монастыре клириками обители была совершена Праздничная Божественная литургия.
На службе в праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Воскресения Словущего молились настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания, сестры обители, воспитанницы детского приюта при Покровском монастыре, гости, прихожане и паломники.
В конце богослужения всем присутствующим в храме было оглашено послание и поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с праздником Рождества Христова.
За богослужением пел хор Покровской обители.
По окончании Божественной литургии воспитанницами детского приюта была представлена рождественская сказка.
Слово святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского на Рождество Христово
Тихо, бесшумно сошел на землю и воплотился Сын Божий. Как капля росы падает на землю, так Сила Вышнего осенила Пречистую Деву, и родился от Нее Спаситель мира.
Но мир не заметил великого дела, совершенного Богом. Люди были заняты каждый своими заботами, внимание их было направлено на дела житейские и на громкие мирские события.
Рим укреплял свою власть над народами и свою государственную мощь. Греция развивала искусства и предавалась утонченному служению плоти. Восточные народы пытались в явлениях природы найти ответы на все запросы духа.
Иудеи горячо жаждали освобождения от чужеземной власти и ждали избавителя в лице Мессии – земного царя.
Однако, житейские дела не давали удовлетворения людям, даже когда они были успешны. Все сильнее чувствовалось «томление духа» по правде и ощущалось, что мир, погрязая в суете и пороках, грядет к гибели.
Не только иудеи ждали избавителя; но лучшие из язычников находились в ожидании Некоего, Который спасет человечество от гибели.
Но каждый по своему представлял себе Его пришествие, и, будучи сам плотским, не мог помыслить о духовном. «Иудеи знамения просят, и Еллины премудрости ищут» (1Кор. 1, 22).
И никто не ждал Спасителя кроткого и смиренного сердцем, облеченного не земной, а небесной славой.
А таким именно был «хотяй всем спастися и в разум истины прийти».
Не внешней силой или кичливой мудростью пришел Он воцариться над народами, не «привидение устрашая» (молитва водосвятия), а в зраке раба пришел Спаситель поднять на Себя грех Адамов, понести на Себе тяжесть человеческую, быв доступен каждому.
«Сын человечь не прииде, да послужат Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многих» (Мк. 10, 45; Мф. 20, 28). Соответственно сему рождается Он в вертепе, в малом граде, куда на время переписи прибыло богатое лишь добродетелями семейство бедного плотника праведного Иосифа.
Никто из живущих на земле не представлял себе, что в таком убожестве появится Избавитель и придет к людям Царствующий над всеми тварями.
И даже сам князь тогдашнего мира сего, гордый противник Божий – дьявол, оказался обманутым и не узнал в Родившемся Того, Кому позавидовал, когда еще был ангелом. Сокровенная от его власти предвечная тайна о спасении рода человеческого могла познаться лишь теми, кто внимают голосу с неба и туда устремляют свои взоры.
Услышали пастыри ангелов, поющих плотское Христово пришествие, те бедные Вифлеемские пастухи, единственным источником мудрости коих была открытая книга премудрости Божией, явленной в красоте Его творений, не тронутых грешной рукой человеческой.
А не услышавшему ангельского пения всему остальному человечеству небо ярким светом воссиявшей на нем звезды словно устами возвестило, что «во своя прииде... Свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин. 1, 9–11).
Ко всем обращалось небо, поведающее славу Божию. Но лишь цари-волхвы, искавшие в нем откровения судеб Божиих и готовые всюду пойти, чтоб найти истину, «уразумели голос неба». Собравши свои сокровища, чтобы принести в дар новорожденному Царю, они оставили свои престолы, покинули родную землю и пошли, сами не зная куда, следуя лишь течению звезды, возвещавшей им путь к Царству вечному.
Тяжел был путь, но свет звезды Вифлеемской освещал его. И «мудрецы-волхвы», преодолевая все препятствия, шли по стезям, указываемым небом, «отрешившись от своей воли». Звезда привела их в Иерусалим, где они услышали писанное слово Божие, а затем в Вифлеем, где они узрели воплощенное Слово, Бога во плоти, и поклонились Солнцу Правды.
Mиp продолжал бушевать своими страстями.
Ирод, узнав о рождении вечного Царя, искал убить Его; не нашедши Его, он умертвил множество младенцев, но так и не смог убить тайно Рожденного в вертепе.
Тайна сия для живущих по стихиям мира сего оставалась тайной. «Он стоял посреди людей, а они Его не знали» (Ин. 1, 31).
Лишь постепенно открывался Он чистым сердцем, искавшим правды, готовым стоять за истину, открываясь и тем, кто желал очищения сердца, кто готов был свою волю покорить воле Небесной.
И настало время – свет Вифлеемский озарил все концы вселенной.
Ныне опять бушует мир! Одни готовы были бы убить Младенца и стараются стереть Его Имя, другие словно Его не замечают. Но посреди нас стоит Он, открываясь тем, кто «испытует свидения Его и всем сердцем взыщет Его». «Всуе шатаются языцы и людие поучаются тщетным! Жезлом железным, яко сосуди скудельничи, сокрушит Он прогневающих Его».
А звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог! «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог!».
(Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан Францисского Чудотворца)
Галерея