Царские часы в дни предпразднства Рождества Христова в Покровской обители
04.01.2019
4 января 2019 года, в один из дней предпразднства Рождества Христова, в Покровском ставропигиальном женском монастыре совершались Царские часы.
Богослужение проводили клирики Покровской обители.
Чтение паремий на 1-ом, 3-ем, 6-ом и 9-ом часах совершалось настоятельницей Покровского ставропигиального женского монастыря игуменией Феофанией. Сестры обители участвовали в чтении и пении богослужебных текстов, а также помогали священнослужителям во время службы. Паломники и прихожане обители молитвенно проводили это особое время, которое приближает православного христианина к событиям Рождества Христова.
Пел хор Покровского монастыря.
Некоторые сведения о великих (царских) часах
В богослужебной жизни Церкви перед самыми важными Праздниками совершаются великие, или царские часы. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.
Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греч. - поговорка, пословица, притча) – избранные ветхозаветные чтения, после которых читают Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания, а также почти все молитвословия приурочены к событиям Рождества Христова.
Основное содержание великих часов было известно уже в IV веке. В этом же столетии были составлены чин последования и нынешние тропари, автором которых принято считать святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. В IX-X вв. это последование включалось в 3-й час, а впоследствии было распределено между всеми часами.
Название «царских» великие часы получили только на Руси. Причиной этого стало тот факт, что по существовавшей традиции во время их совершения в древней Византии обязательно присутствовали императоры, а на Руси – цари.
В нынешнем году Праздник Рождества Христова выпадает на понедельник, а навечерие – на воскресный день. Поэтому Царские часы переносятся на пятницу, согласно Уставу Церкви: «аще случится навечерие Христова Рождества [или Богоявления] в субботу или неделю, пост не бывает, и тропари царских часов со чтениями в субботу и в неделю не поются; но поем часы царские прежде в пяток, по обычаю, якоже указася на ряду». В этот день не положено служить Божественную литургию.
Галерея