Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
07.04.20217 апреля 2021 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Покровской обители было совершено уставное богослужение – часы, изобразительны, вечерня и литургия святителя Иоанна Златоуста.
Затем игумения Феофания вместе со священнослужителями выпустили в небо голубей. Эта древняя традиция сохраняется во многих храмах, в том числе и в Покровском монастыре.
После состоялся чин о панагии. Согласно монастырскому уставу, «из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Святой Троицы и молитвою Пресвятой Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной. По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный». Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением, и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение наподобие изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона.
«Панагия» (παναγία — «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор)».
Галерея