28 ноября 2023. Вторник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 14, 25-35.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником".
Библия нам не говорит о том, что мы не должны заботиться о родителях, тем более, что должны их презирать. Заповедь почитать отца и мать встречается еще в Ветхом Завете. Когда Господа распинали на Кресте, когда каждое слово стоило Ему огромных мучений, Он поручил Свою Матерь заботам Иоанна Богослова. В послании апостола Павла к Тимофею мы читаем: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим 5, 8). В Евангелии от Матфея говорится: "Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет" (Мф 7, 10). Слова из сегодняшнего евангельского чтения, казалось бы, находятся в противоречии с приведенными, но это не так.
Просто любовь к родителям и близким должна быть у нас на своем месте. Заботиться о животном не грех, но если кто-то ставит заботу о питомце на первое место, а родителям ничем не помогает, выселяет их из дома, очевидно, что это безумие. Также и родители. Они не должны занять в нашей душе место Бога, стать для нас идолами. Иначе такая любовь будет губительна и для того кто любит и для того, на кого она направлена.
Бог наш Творец и Спаситель, Он заботится о том, чтобы наша душа не погибла, любит наших близких ничуть не меньше нас самих. Он лучше знает что, кому и когда подать чтобы душа очистилась от грехов, не погибла. Подать здоровье или болезнь, скорбь или радость. Если же мы забываем об этом и, во что бы то ни стало, желаем того, в чем, считаем мы, заключается счастье для нас и наших близких, то счастья мы точно лишимся. Потому, что пойдем по неправильному пути, пойдем к миражу, к призраку счастья, но не к счастью.
"Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" (Мф 10, 39), читаем мы в Евангелии от Матфея. Потерявший душу ради Бога это тот, кто отказался от своей воли и предоставил все любящему нас Богу.
Мы все живем здесь на земле, как на тонущем корабле. Корабль уже обречен, это доказательств не требует, ни один человек перехода в жизнь иную не миновал, потому и нужно думать в первую очередь о спасении. Страстная привязанность очень этому препятствует. Такой человек как бы говорит близким: "останемся здесь, на корабле, поселимся в лучшей каюте и будем счастливы друг с другом". Если же мы верим в Бога, доверяем Ему, то предаем себя и всех своих близких в Его волю и находим в том покой и уверенность. Заботимся о близких, но на первом месте у нас Бог.
Если больной не будет доверять врачу и делать то, что тот говорит, то даже самый лучший доктор ничем не сможет ему помочь. Мы все больны душой, мы грешны. Если нас такими взять в рай, то там рая не будет, нас необходимо исцелить. Горькие лекарства это скорбные обстоятельства, случающиеся с нами. Оказавшись в них, мы вспоминаем о Боге. В терпении и молитве наша душа утверждается в вере. "И кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником", слышим мы слова Спасителя. Христианин должен быть готов к тому, что путь последователя Христа крестный. Но путь этот ведет претерпевшего до конца к воскресению, к вечной радости, которую никто не отнимет от нас.
"Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником".
Далее Спаситель говорит: "Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!" Соль, по объяснению толкователей, предохраняет пищу от гнили. Христиане должны быть солью, светом миру. Но если они будут христианами лишь по наружности, если их христианство будет ограничиваться внешними обрядами, посещением богослужений, вычитыванием молитв, при этом они не будут иметь милосердия, веры, кротости и самоотвержения, то они будут ни на что не годны. Христианами такие будут только казаться, а смысла от их духовной жизни будет не больше, чем от несоленой соли.