5 декабря 2023. Вторник седмицы 27-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 20-25.
"Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, сказанные Им в ответ на вопрос фарисеев о том "когда придет Царствие Божие"? Господь ответил: "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть".
Понятно, что, когда речь заходит об этом Царстве, то мы не представляем себе некую империю, но речь идет о блаженном состоянии той души, которая живет с Богом, любит Его и не преступает заповеди. Которая живёт в мире с Богом и совестью. Однако многие думают, что Христос обещает живущим на земле лишь будущие вечные блага, здесь же, в этой жизни, мы можем в них лишь только верить. Но ведь Господь не сказал, что это Царство "внутрь вас будет", но "внутрь вас есть".
Именно во время этой земной жизни душа должна открыть для себя вечность, очистившись с помощью Божией от самолюбия, греховных страстей. Научившись любить, сострадать, прощать. "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк 9, 1), сказал также Христос. Об этом Царстве мы молимся, читая молитву "Отче наш". По мысли Амвросия Оптинского: «Царствие Небесное получают достойные по смерти, а Царствие Божие твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть».
Чтобы душа стала жить в Царствии Божием, недостаточно лишь Божией благодати, подаваемой нам в церковных таинствах. Необходимы и наши усилия, являющие наше собственное произволение к такой жизни. Оптинские старцы говорили: "Посади тебя в Царство Небесное, и там будет скучно. А почему? Потому что не умерло еще тленное — страстное", "Вот ты до такой степени увлекся миром, что и разум потерял: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «Неудобно богатые внидут в Царство Небесное!» Благодари Бога, что не богат", "Если обымут тя скорби — радуйся; ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царствие Небесное", "Не мало между нами и таких, которые хотят и вечное блаженство получить в Царствии Небесном, и вместе желают и временное иметь счастье и полное благополучие. Но это невозможно, как объясняется в слове Божием, что «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное... Аще с Ним, т.е. со Христом, страдаем, то с Ним и прославимся", «Царствие Небесное даруется нам милостью Божией, не без скорбей и праведным, то как же мы, грешные, не хотим ничего скорбного понести, желая получить оное», "Главное — не возносись и не думай, что твоя жизнь лучше других; а напротив, думай, что хуже. Если так будешь идти по пути благочестия, незаметно очутишься во вратах Царства Божия".
"Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока не достигнут оного, беспокоимы бывают тою или другою немощью или страстию. Потому-то и сказано в Евангелии: «Нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное".
Преподобный Амвросий говорил: "На исполнение заповедей Божиих должно понуждать себя и вопреки нехотению". При этом он учил, что «цель... православных, при исполнении заповедей Божиих, — видеть свои недостатки, познать свою немощь и через то достигнуть смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину».
Для того, чтобы душа не останавливалась на пути добродетели, старец советовал питать ее чтением Священного Писания, в котором мы взираем на Самого Христа, и житий святых, указывающих нам пример шествия в Царство Небесное.
Все эти советы доступны и человеку талантливому и ничем не выделяющемуся, больному и здоровому, старому и молодому. Всем. Они и просты и сложны. Безумно отвергнуть Царствие Божие, дарованное нам Христом и избрать вместо него скоро гибнущие земные блага.