21 ноября 2023. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Евангельское чтение: Лк 10, 16-21.
Сегодняшнее Евангелие повествует о том как отправленные Христом на проповедь апостолы вернулись с радостью и сказали: "Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем".
"Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах".
Этот евангельский текст читается потому, что сегодня мы празднуем память архангела Михаила и прочих ангельских сил. Некогда они противостали дьяволу и тем ангелам, которые восстали против Бога. Падший ангел, сатана, был низринут ими с неба в духовную бездну. И ныне бесплотные силы поддерживают и укрепляют христиан в борьбе с бесами.
Господь призывает всех нас противостоять дьявольским силам. В чине крещения мы были названы "воинами Христа Бога". И нам Господь дал власть попирать козни дьявола, побеждать врага.
Христос использует образ змей и скорпионов. Жители Палестины знали какой опасностью обладают эти рептилии, какой неприятный у них вид. Какие гноящиеся раны могут образовываться на месте их укуса. Знали, что они могут вползти в дом незамеченными. Это образ греховных искушений, которыми дьявол желает отравить душу, с помощью которых стремится погубить людей. Их необходимо беречься подобно тому как мы бережемся укусов змей. Образно выражаясь, на каждом из нас живут скорпионы и змеи. Разгневался человек, сказал скверное слово - это из уст показалась его "змея". Своих змей и скорпионов мы должны не стыдиться, не пытаться их спрятать, показаться людям неимеющими их, но должны змей и скорпионов попирать. С помощью Божией, властью, которую Он даёт нам в таинствах Церкви.
Важно понимать как дьявол чаще всего приступает к нам. Обычно не в виде страшного злобного существа, но как наш добрый советчик. Чтобы погубить душу и удалить её от Бога, он внушает мысль сделать тот или иной грех.
Сначала имеет место просто прилог. Это нечто греховное, с чем мы сталкиваемся. Что-то увиденное, услышанное нами или пришедшее нам на ум. Нашей вины в том никакой нет и даже, если мы с гневом откажется от этого, будем противостоять греховным помыслам Иисусовой молитвой и крестным знамением, то это станет нашей добродетелью.
Дьявол желает, чтобы мы обратили внимание на греховный прилог, как некогда это сделала Ева. Не намереваясь согрешить, мы рассматриваем греховный помысел и дьявол старается, чтобы он вызвал в нас одобрение. Это следующие две ступени греха, уводящие нас от Бога.
Дальше в сердце появляется решимость согрешить. И мы совершаем грех на деле. На этом обычно никто не останавливается. Ведь путь греха это не путь по прямой. Путь от Бога, выражаясь образно, это путь сверху вниз. Если мы сделаем пять шагов с крутой горы, то легко ли нам будет остановиться и не сделать шестой?
Так грех становится привычным и переходит в состояние страсти. Это слово однокоренное со словом "страдание". Нередко человек мучается от греха, но жить по другому не может. Исцелить себя сам он не сможет. Ему сможет помочь только Бог. Господь действует в таинствах исповеди, причастия.
Раз мы воины Христовы, то должны всячески опасаться греховных прилогов направленных на то, чтобы нас погубить. Напротив, будем всячески поддерживать в себе прилоги от добрых ангелов. Желаем, например, кому-то отомстить, продумываем как это сделаем, и тут приходит мысль от ангела хранителя: "а может быть прощения попросить?"
Преподобный Паисий Святогорец говорил: "Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрет и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает".