14 июня 2022. Вторник седмицы 1-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 25 - 5, 13.
"И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев НАРОД, ОН ВЗОШЕЛ НА ГОРУ; И, КОГДА СЕЛ, ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ УЧЕНИКИ ЕГО. И ОН, ОТВЕРЗШИ УСТА СВОИ, УЧИЛ ИХ, ГОВОРЯ: БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. БЛАЖЕННЫ ПЛАЧУЩИЕ, ИБО ОНИ УТЕШАТСЯ. БЛАЖЕННЫ КРОТКИЕ, ИБО ОНИ НАСЛЕДУЮТ ЗЕМЛЮ. БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ. БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ. БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ, ИБО ОНИ БОГА УЗРЯТ. БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ, ИБО ОНИ БУДУТ НАРЕЧЕНЫ СЫНАМИ БОЖИИМИ. БЛАЖЕННЫ ИЗГНАННЫЕ ЗА ПРАВДУ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. БЛАЖЕННЫ ВЫ, КОГДА БУДУТ ПОНОСИТЬ ВАС И ГНАТЬ И ВСЯЧЕСКИ НЕПРАВЕДНО ЗЛОСЛОВИТЬ ЗА МЕНЯ. РАДУЙТЕСЬ И ВЕСЕЛИТЕСЬ, ИБО ВЕЛИКА ВАША НАГРАДА НА НЕБЕСАХ: ТАК ГНАЛИ И ПРОРОКОВ, БЫВШИХ ПРЕЖДЕ ВАС. ВЫ - СОЛЬ ЗЕМЛИ. ЕСЛИ ЖЕ СОЛЬ ПОТЕРЯЕТ СИЛУ, ТО ЧЕМ СДЕЛАЕШЬ ЕЕ СОЛЕНОЮ? ОНА УЖЕ НИ К ЧЕМУ НЕГОДНА, КАК РАЗВЕ ВЫБРОСИТЬ ЕЕ ВОН НА ПОПРАНИЕ ЛЮДЯМ".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим наставления Иисуса Христа, которые получили название "заповеди блаженств". Их удивительная особенность состоит в том, что они не написаны в повелительном наклонении - делай то-то, не делай так. Христос просто говорит: "блаженны (то есть счастливы, в переводе на современный русский язык) нищие духом". В этих заповедях Господь раскрывает нам секрет счастья, путь к нему. Современный человек всю жизнь старается стать счастливым. Стремится построить карьеру, много трудится, заботится о своем здоровье. Но при этом забывает о душе, о Боге. О грехах, которые не дают нам быть с Богом. А без Бога стать счастливым невозможно.
Феофан Затворник говорит, что люди всю жизнь бегут в поте лица, но бегут не той дорогой и потому не находят счастья.
Христос не дает приказов. Он принес людям радость, показывает где она. Хочешь ее? Возьми.
Первая заповедь блаженств: "блаженны нищие духом". В ней говорится о том, что тот, кто осознал свою нищету (крайнюю степень бедности) духовной, множество грехов, отсутствие добродетелей, тот положил начало своему спасению. Противоположное состояние святыми отцами называется прельщением. Грешный человек не видит своих грехов, себя оправдывает, а других осуждает. Преподобный Антоний Великий говорил: "Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие". "Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог", говорил преподобный Антоний. Видение своих грехов и сокрушение о них - это признак выздоравливающей души.
Следующая заповедь естественно следует из первой: "блаженны плачущие". Конечно, речь идет не о всяком плаче. Скорбеть может и бессильная ненависть и неудовлетворенное сребролюбие. Апостол Лука написал Евангелие на греческом. На языке оригинала слово, переведенное как "плачущие", также имеет значения: «скорбящие, печалящиеся» - о своих грехах. Эти две заповеди - фундамент, основа нашего обращения к Богу. Они являются ступенями, которые нельзя перешагнуть и оказаться на более высоких. Сам Господь обещает таким людям утешение. Обещает привести их в Царство Небесное.
Христианину, желающему встать на путь, указанный Христом, путь покаяния, можно посоветовать испытать свою совесть с помощью духовной литературы. Весьма полезна может быть книга "Опыт построения исповеди", которая написана по беседам архимандрита Иоанна Крестьянкина.
Завершаются заповеди блаженств словами: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас". Святитель Лука Войно-Ясенецкий обращал наше внимание на то, что эти слова относятся не только к мученикам, которых убивают за их христианскую веру. Нам, говорил он, "смиренным христианам, надо искать именно Божьей силы и, подобно апостолу Павлу, хвалиться только немощами своими. Надо благодарить Бога, когда мы в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо тогда мы истинно сильны. Будем искать не силы мира сего, а немощей, Богом посылаемых. Будем благодарить, будем радоваться, когда Бог посылает нам болезни, когда претерпеваем великую скорбь от смерти близких своих, когда терпим нужду, голод, холод, когда преследуют нас, когда издеваются над нами, когда поносят нас. Ибо, если тогда будем благодушествовать в немощах своих, а не роптать на Бога, помня, что сила Божия в немощи совершается, сбудутся на нас слова Христовы: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".
Таким образом, речь здесь может идти и о несении христианином своего жизненного креста с покаянием, без отчаяния. В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы находим такие наставления:
"Где сердце любит, где страдает,
и милосердный Бог наш там;
Он крест дает и Он же нам
в кресте надежду посылает".
"Не говори, что нет спасенья,
что ты в печалях изнемог:
чем ночь темней, тем ярче звезды,
чем глубже скорбь, тем ближе Бог".
"Велики грехи мои, но Божие милосердие неисчислимо".
"Не говори: <<Ах! Как я несчастлив!>>, но говори: <<Ещё мало мне этого за грехи мои>>".