17 июня 2022. Пятница седмицы 1-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 5, 33-41.
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два".
Господь дает людям Новый Завет, который отпавшие от Бога люди готовились принять на протяжении тысяч лет. В древности люди еще не готовы были услышать Евангельскую истину, их жизнь была порой чрезвычайно грубой и жестокой. Известно о татарском хане, который, хотя и жил уже в новозаветные времена, не был просвещен истинной верой, был по своим обычаям подобен ветхозаветным людям, не слышавших Христовой проповеди. Он захватил русский город, убил всех его жителей. Их всех вынесли на поле рядом с городом, постелили на умерших ковры, накрыли еду из награбленного и стали на коврах пировать. Разве мог такой человек воспринять новозаветную заповедь о любви к врагам? А ветхозаветные слова "око за око" мог. Они были первой ступенью, ограничивали людей от еще большего удаления от Господа - "эти люди тебе ничего не сделали, не делай им зла и ты, а иначе тебя самого ждет возмездие".
Спаситель дал людям более высокую заповедь - благотворить обидчикам, не мстить. Не потому меняется заповедь, что изменился Бог, но люди ко времени пришествия в мир Спасителя стали способны воспринять более высокое учение.
Новозаветная заповедь подставить другую щеку нуждается в пояснении. Необходимо посмотреть как она исполнялась святыми людьми. Некоторые толкователи замечают, что слова "в правую щеку" указывают на то, что эта заповедь не может во всех случаях толковаться буквально. Ведь бьют обычно правой рукой и попадают по левой щеке.
Церкви известно буквальное исполнение этой заповеди. Один старец-отшельник жил в горах. Однажды к нему в пещеру пришли разбойники, которые были поражены радушному приему, который оказал им подвижник. Он их встретил как дорогих гостей, накормил, собрал все, что у него было и дал бандитам. Те в удивлении ушли, а потом увидели - старец бежит за ними и кричит: "подождите, братья! Я забыл, что под камнем у меня лежит кошелек с деньгами, возьмите!"
Но когда святой благоверный князь Александр Невский бежал за шведами по льду Чудского озера, он же не кричал им: "постойте, братья! Вы сожгли Псков, пойдите сожгите еще и Новгород!"
В своей жизни мы, как правило, поступаем противоположно - когда следует заступиться за слабого, предпочитаем не замечать происходящего, а когда следует потерпеть ближнего за обиды, нанесенные нам, мы поступаем даже не по Ветхому Завету. "Как это око за око?", рассуждаем мы, "да за око я ему сразу три ока!"
Святые отцы, комментируя заповедь, учат нас где возможно проявлять терпение и смирение. Тогда и Господь будет с Нами. Огонь не тушат огнем, говорят они. Напротив, дьявол побеждается терпением и делами любви к обидчикам.