13 мая 2022. Пятница седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 48-54.
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа о евхаристии. Господь говорит о том, что преподаст Себя верующим: "Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ... истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день".
Из последних слов видно, что речь идет не об избавлении от телесной смерти, но о спасении души от вечных мучений. Как участие в таинстве причащения этому поможет?
Господь сотворил человека по Своему образу. Бог свободен, свободны и мы. Первые люди, употребив свою свободу неправильно, отпали от Бога. Человеческая природа оказалась повреждена грехом. Святые отцы говорят, что как из зараженного источника не может течь чистая вода, так и мы все наследуем от родителей человеческую природу, поврежденную грехопадением. Мы не можем и дня прожить и не согрешить. Даже ребенок - кажется ангелочек, а в нем уже все греховные недуги содержатся. Он подобен полю весной. Еще ничего не взошло, но в земле находятся семена, которые скоро взойдут. Чуть подрастает и греховные страсти начнут действовать. А как с грехами оказаться в Небесном Царстве? Если туда взять грешных людей, то рая там не будет.
Господь, желая дать нам спасение, не нарушив нашей свободы, Сам становится Человеком. Оставаясь Богом, воспринимает в Рождестве и человеческую природу. Становится Богочеловеком. В Себе Самом человеческую природу освящает, а нам дает средства приобщаться к обновленной человеческой природе.
Христос воскрес, исцелил и освятил человеческую природу в Себе Самом. И чтобы мы воскресли от жизни греховной, чтобы наши души стали годными для Небесного Царства, мы сами должны стать частью Христа. А чтобы мы стали Его частью, Он преподал нам "причастие" - Свои Тело и Кровь. Щадя наши чувства преподал их под видом хлеба и вина. Вкушая их, мы, если сами того желаем, приобщаемся к жизни вечной, к Богочеловеку Иисусу. Он действует в нас и исцеляет наши души. Каждый христианин должен быть свидетелем этого чуда - преображения собственной души. Только во Христе достижима святость.
Итак, цель литургии не в том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа. Частью Его Тела должны стать мы. Святой Прокопий Великопещерник говорил: «Как для того, чтобы жить, расти и укрепляться, человеку в течение его телесной жизни недостаточно только родиться, но необходимо постоянно питаться, так же и христианину, для того чтобы жить, развиваться и совершенствоваться духовно, недостаточно лишь родиться в святом Крещении, но необходимо питаться духовно, приобщаясь постоянно Тела и Крови Господних».