10 июля 2022. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 8, 5-13.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим историю о том, как к Спасителю подошел сотник, начальник небольшого военного отряда в римской армии, и сказал: "Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает".
Христос в ответ сказал, что придет к нему в дом и исцелит слугу. Но сотник обратился к Спасителю с такими словами: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает". "Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час".
Господь обращает внимание на твердую веру сотника. Он происходил из языческого народа, не слышал пророчеств о Христе, но всем сердцем уверовал в Иисуса. Сотник твердо верит, что все во власти Божией, во власти Христа. Никакие внешние действия Богу не нужны, достаточно только Его волеизъявления. Верует, что Воля Божия блага, предает себя и своих близких Ему.
В отличие от языческого сотника фарисеи всю жизнь изучали Священное Писание, знали все пророчества. Несмотря на то, что на Христе пророчества сбывались, несмотря на многочисленные чудеса, они не приняли Иисуса.
Христос говорит о новозаветной Церкви, основание которой Он положит. Она будет состоять не из какого-то народа, но из верующих и поступающих по вере, которых Господь соберет со всех концов земли.
Имеем ли мы веру в Господа, в Его Промысел о нас? Верим ли, что достаточно лишь Его слова? Полагаемся ли на Его Волю в тяжелых жизненных обстоятельствах? Живем ли мыслью, что главное, что нас удаляет от Бога - наши грехи? Они ли предмет нашей главной скорби?
Когда нуждаемся в помощи Божией, что считаем первостепенным - съездить в далекое паломничество к "сильной", как говорят некоторые, святыне, или повнимательнее подготовиться к исповеди и с Божией помощью исправляться в грехах?
Ответив на эти вопросы, мы сможем понять кому мы подобны - фарисеям, знавшим об истинной вере, но исполнявшим только внешнее, распявшим Господа, или сотнику, явившему такую веру, которая и должна быть у каждого члена христианской Церкви.
Если мы замечаем, что вера наша крайне слабая, прислушаемся к святителю Феофану Затворнику, который советовал просить Бога даровать веру: "Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим".