17 июля 2022. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 8, 28 - 9, 1.
"И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы читаем повествование о том, как Христос пришел в страну Гергесинскую. Там Его встретили двое людей, одержимых бесами, "вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас".
Удивительны слова, которые сказали бесы устами одержимых людей. Встреча с Иисусом Христом, Всеблагим Богом-Любовью, может явиться для кого-то нестерпимым мучением. Бог не творил ада и мучений, всех создал для вечного счастья. Люди оставили Бога и стали страдать, умирать. Однако, падение бесов, бывших ранее ангелами, было гораздо более печальным. Они уже не могут покаяться. Человек же может.
Покаяние - это ненависть к греху и забота об исправлении. Человек, уподобляющийся бесам, не желающий каяться и исправляться, испытывает муки совести. Евангельское слово, голос совести, могут для нас стать чем-то нестерпимым или наоборот, спасительным. Все зависит от нашей воли. Один мальчик задал вопрос: "а что, в раю нельзя будет грешить?" Конечно, в Небесном Царстве нет места никакому злу. Но те, кто не боролись с грехами во время земной жизни, тем более не смогут отказаться от них в жизни вечной. Потому говорят, что ад закрыт на ключ изнутри.
Далее мы читаем о том, как бесы попросили Господа позволить им, после изгнания из одержимых, войти в свиней. Христос позволил, и тотчас все стадо бросилось с обрыва в море. По толкованию святых отцов, Господь разрешил бесам войти в стадо свиней, чтобы люди увидели их злобу. Нас они ненавидят больше этих животных и сразу погубили бы, если бы Бог попустил. Мы должны остерегаться злых и нечистых мыслей, которые приходят к нам от бесов, которыми они стараются погубить нашу душу.
Также этим, по святоотеческому толкованию, Христос учит нас не бояться всяких примет, колдовства, несчастливых дней. Если без воли Божией бесы не могут войти даже в свиней, то как смогут повредить человеку? Потому бояться надо только грехов, которые и удаляют нас от Бога. Боящимся порчи, плохих знаков, преподобный Иоанн Лествичник говорил: "не верь - и это не будет иметь над тобой никакой власти". А преподобный Серафим Саровский тем, кто недоумевал: "как же не верить, ведь многое сбывается?", отвечал: "а ты не верь – и не будет исполняться!"
Вызывает удивление, что жители той страны, узнав о сотворенном Иисусом исцелении бесноватых, "увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их". Но и в этом их поступке мы можем увидеть себя. Услышав евангельские слова, столкнувшись с чудесами Божиими, разве обращаемся мы всем сердцем ко Христу, стараемся ли изо всех сил начать жить по Его слову? Чаще всего, подобно жителям той страны, мы оказываемся не готовы жить так, как от нас требуют заповеди, не готовы оставить все грехи, обречь себя на некоторые лишения и труды. "Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно", писал святитель Игнатий Брянчанинов. Жители той страны поняли, что если принять этого Проповедника, то им придется лишиться бо́льшего, чем свиное стадо, потребуется оставить все греховные дела. Потому и попросили Спасителя уйти из их страны.