19 июля 2022. Вторник седмицы 6-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 13, 24-30.
"Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то' и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Спасителя о пшенице и плевелах. В ней Господь образно дает понять почему Бог терпит многие беззакония, происходящие на земле, почему не положит конец явному злу. Господь уподобляется в этой притче некоему господину. Его слуги посеяли пшеницу, а враг разбросал на том поле сорные семена. Когда стало видно, что пшеница растет вперемешку с сорняками, слуги предложили прополоть посевы, но господин их остановил. Сказал оставить расти и тому и другому до жатвы. Дело в том, что пока у пшеницы не образовался колос, она очень схожа с сорняком. Мудрый Господин понимал, что если поступить так, как предлагают слуги, немало пшеницы будет потеряно. А после жатвы, сказал господин слугам, пшеница будет отделена от плевел и отнесена в житницы, а сорная трава брошена в печь.
Семена здесь это образы человеческих душ. Пшеница - люди, живущии по-Божьи, а сорняки - нераскаянные грешники. Из Евангелия, из церковной истории мы знаем о многих грешниках, обращавшихся к добру, знаем и немало людей, по-видимому посвятивших жизнь Богу, но павших, погубивших свои души. Господь все обстоятельства нашей жизни так устраивает, чтобы нас очистить от злого, ввести в Небесное Царство. Для этого посылает людей, окружающих нас, обстоятельства, побуждающие к покаянию. Сатана же, который назван в притче "враг человека, напротив, старается нас погубить. Человек, всю жизнь отвергавший Бога и следовавший советам человекоубийцы дьявола, погубит душу, а обратившийся к Богу спасется. Этого раскаяния и ждет от нас Господь, потому до времени терпит наше зло. Впрочем, терпит недолго. Наша жизнь коротка. Сколько поколений людей уже сменили друг друга. Скоро и мы все предстанем перед вечностью, перед Судом Божиим, на котором будет определена наша вечная участь.
Ссылаясь на эту притчу многие святые отцы объясняли почему даже в Церкви на протяжении всей Ее истории встречались беззакония, проявления человеческой немощи христиан, служителей Церковных.
Святитель Феофан Затворник видел и другое толкование данной притчи. Пшеница - наше доброе намерение жить по-христиански. Плевелы, посеянные дьяволом, - злые помыслы, ведущие нас к греху. Жатва - покаяние, исповедь. Пшеница очищается, а плевелы сжигаются покаявшимся человеком.
Данная притча учит нас также не только никого не осуждать, но и не превозносить до того, как этот человек будет прославлен Церковью во святых.