Толкование на Евангелие

9 марта 2019. Суббота сырная. Всех преподобных отцев в подвиге просиявших. Евангельское чтение: Мф 6, 1-13.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как Христос дал ученикам молитву "Отче наш". Господь сказал им: "Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". Поскольку эта молитва дана нам Христом, она также называется "молитва Господня". В ее кратких мыслях, по объяснению святых отцов, содержатся все прошения, произносимые во время богослужений, в ней содержится все Евангелие. Наизусть эту молитву знают многие, но этого недостаточно. Ведь и попугай может выучить и произнести эти слова, но молитвы у него никакой не будет. Эта молитва подобна звездному небу. Чем больше всматриваешься в святоотеческое толкование ее слов, тем больше замечаешь новых и важных смыслов, истин духовной жизни. Уже обращение к Богу "Отче" показывает огромное отличие православного христианства от любой другой религии. Иногда говорят: "все религии ведут к одному Богу, ведь Бог один. А религии это разные пути к Нему". Из того, что Москва одна не следует, что по какой дороге не пойдешь, придешь в Москву. Только в православии главная богословская формула состоит в том, что Бог - Любящий Отец. В этом главный догмат христианства. Люди, согрешив, оставили Бога, а Он их не оставил. Сам стал Человеком, чтобы пройти весь скорбный путь отпавшего человека, пройти до самого дна, вкусить и смерть, чтобы нас от смерти избавить, чтобы нас с этого дна поднять. Чтобы, претерпев распятие, вкусив смерть, воскреснуть и дать нам возможность последовать за Ним, даровать нам воскресение души от грехов, даровать вечную жизнь. Любовь не может смотреть на то как страдает любимый. Она всегда стремится быть с тем, на кого она направлена. Любящие жены уезжали за мужьями в ссылку. Потому христиане не говорят, что Боговоплощение, Крестные Страдания и смерть не могли иметь место. Любящий Бог так пожелал. В некоторых религиях Бог представляется как всемогущий, справедливый Судья, в этом видят главное Его свойство. К одному ли Богу мы с ними идем разными путями? Одинаковы ли отношения между любящим отцом и сыном и судьей и подсудимым? Отец всегда жизнь за сына отдаст, а судья? Вынес приговор подсудимому, сам пойдет за него на расстрел или на длительный тюремный срок? Насколько диаметрально противоположны отношения между отцом и сыном и судьей и подсудимым, настолько различны цели, к которым идут христиане и люди, считающие Бога судьей, отвергающие Боговоплощение. Только в православии можно во всей полноте сказать, что главное свойства Бога - Любящий Отец. В молитве "Отче наш" мы называем Бога Отцом. А как называются дети у которых один отец? Братья и сестры. Если мы желаем, чтобы Бог был нашим Отцом, отсюда следует, как мы должны относиться к ближним. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что словами "иже еси на небесех" - "который на небесах", Бог не заключается на небе, но в самом начале молитвы мы призываемся наши мысли возвести от земного к небесному, к чему-то высшему. Отложить пока обычные житейские попечения, - в какой автосервис ехать, как покрасить забор... Возвести ум к мыслям высоким, к миру невидимому, ангельскому, к Богу. А раз Отец наш, выражаясь образно, на небесах, то там и наше небесное отечество. Значит, здесь мы живем как в гостинице. Безумно поступил бы человек, который, проработав много лет на севере с целью заработать денег и построить дом на родине, если бы, когда нужная сумма была бы собрана, по пути домой, истратил бы все в гостинице. Еще безумнее поступаем мы, если заботимся только о том, как лучше устроиться здесь, на земле, а о нашем небесном отечестве забываем. Никаких доказательств не требуется, что скоро и сбережения и награды и образование и здоровье, все это мы оставим на земле, а душа наша предстанет перед Богом. Игумен Никон Воробьев говорил, что чем больше человек заработает, тем больше оставит. Неприятно потерять тысячу рублей, гораздо обиднее всю зарплату, еще большей бедой видится пожар, унесший дом и все имущество. А каково это лишиться вообще всего? Это непременно произойдет с каждым забывающим о небесном отечестве. "Да святится Имя Твое". Мы назвали Бога своим Отцом... А не будет ли это богохульством? Иудеи некогда сказали Христу, что они дети праведного Авраама, на что получили от Него ответ, что по делам они дети дьявола. Учительница может пожурить ученика и сказать: "у тебя такой папа, академик, а ты таблицу умножения в девятом классе не знаешь". Кроме прославления Имени Божьего, мы просим в этих словах о том, чтобы Бог помог нам быть Его достойными детьми. Часто христиане не задумываются над тем, что мы, называя Бога своим Отцом, живём в нравственном отношении хуже нехристианских народов. Зло, сквернословие, подлость, блуд, аборты, безразличие к нуждающимся, брошенные дети, воровство, сребролюбие, все это многими воспринимается почти как норма. И мы говорим Богу, что Он наш отец? Из-за такой жизни тех, кто называет себя христианами, пророк Исаия сказал слова Божии богоизбранному народу: "постоянно, всякий день имя Мое бесславится". Спаситель призывает Своих учеников: "так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". В прошении "да святится Имя Твое" мы просим Бога помочь нам так жить. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы благодать, которую мы получаем в крещении, исповеди, причащении мы, по беспечности, не теряли бы, то в мире уже давно не осталось бы неверующих, язычников, иудеев... Все бы уже давно, видя нашу жизнь, нашу любовь, стали бы христианами. Постараемся прочитать святоотеческое толкование и на прочие слова молитвы Господней. Полезным может быть труд святителя Феофана Затворника "Толкование молитвы Господней словами святых отцов". В предстоящие дни Великого поста все христиане призваны уделить особое внимание душе. Больше всего этому мешает праздное времяпровождение - телевизор, компьютер, пустые разговоры. А чтение духовной литературы подобно пище для души. Иначе какие же мы христиане? Всякий обладает некими навыками. Кто-то может оперировать людей, кто-то управлять самолетом, кто-то знает как построить дом, а объяснения основной христианской молитвы мы не знаем. Всякий раз, читая эту молитву утром, вечером, перед едой, не будем спешить. Станем приводить себе на ум мысли из толкования. Со временем мы привыкнем произносить прошения со вниманием и будем получать через то большую пользу.
Читать далее

8 марта 2019. Обретение мощей святой праведной блаженной Матроны Московской.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

19 марта 2019. Вторник седмицы второй Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 5, 7-16.

18.03.2019

18 марта 2019. Понедельник второй седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 4, 2 - 5, 7.

18.03.2019

17 марта 2019. Неделя Торжества Православия. Евангельское чтение: Ин 1, 43-51.

17.03.2019

16 марта 2019. Суббота первой седмицы Великого поста. Евангельское чтение: Мк 2, 23 - 3, 5.

16.03.2019

15 марта 2019. Пятница первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 3, 1 – 14.

15.03.2019

14 марта 2019. Четверг первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 2, 11-21.

13.03.2019

13 марта 2019. Среда первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 2, 3-11.

12.03.2019

12 марта 2019. Вторник первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 1, 19 – 2,3; Быт 1, 14-23.

12.03.2019

11 марта 2019. Понедельник первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 1, 1-20.

11.03.2019

10 марта 2019. Прощеное воскресенье. Евангельское чтение: Мф 6, 14-21.

09.03.2019

9 марта 2019. Суббота сырная. Всех преподобных отцев в подвиге просиявших. Евангельское чтение: Мф 6, 1-13.

09.03.2019

8 марта 2019. Обретение мощей святой праведной блаженной Матроны Московской.

08.03.2019

7 марта 2019. Четверг седмицы сырной. Евангельское чтение: Лк 23, 1-34, 44-56.

08.03.2019

6 марта 2019. Среда седмицы сырной. Чтение из Священного Писания: Иоил 2, 12-26; 3, 12-21.

05.03.2019

5 марта 2019. Вторник седмицы сырной. Евангельское чтение: Лк 22, 39 - 23, 1.

05.03.2019

4 марта 2019. Понедельник седмицы сырной. Евангельское чтение: Лк 19, 29-40; 22, 7-39.

04.03.2019

3 марта 2019. Неделя о Страшном суде. Евангельское чтение: Мф 25, 31-46.

03.03.2019

2 марта 2019. Суббота седмицы мясопустной. Вселенская родительская суббота. Евангельское чтение: Лк 21, 8-9, 25-27, 33-36.

02.03.2019

1 марта 2019. Пятница седмицы 40-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 15, 22, 25, 33-41.

01.03.2019

28 февраля 2019. Четверг седмицы 40-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 15, 1-15.

28.02.2019

Монашество

Контакты