Всенощное бдение в канун памяти преподобного Илариона Великого
01.11.2018
«Диавол горит такой ненавистью к людям,
что желает уничтожить не только их самих,
но и то, что принадлежит им.»
Преп. Иларион Великий
Сегодня 1 ноября 2018 года, в канун дня памяти преподобного Илариона Великого, основателя монашества в Палестине, в нашей обители совершено всенощное бдение в правом приделе нижнего храма Покрова Пресвятой Богородицы, который освящен в честь преподобного.
Предлагаем посетителям сайта нашей святой обители ознакомиться с житием этого великого святого, подвиг которого современному миру, к сожалению, практически невозможно понять. Однако знать о нем необходимо всякому православному христианину.
Преподобный Иларион Великий родился в семье язычников около 291 года. Родители отправили юношу учиться в Александрию, где он знакомится с христианами и принимает святое крещение. В 15 лет преп. Иларион услышал о преп. Антонии Великом и отправился к нему. Проведя с ним около 2 месяцев, преп. Иларион старался во всем подражать учителю. Однако большое число посетителей, приходивших к св. Антонию, вынудило его искать более уединенного места для подвига. Около 306 г. преп. Иларион вернулся на родину и обнаружил, что его родители уже умерли. Тогда он продает имущество, раздает деньги бедным и начинает проводить отшельническую жизнь в 7 милях к югу от г. Маюма. Устав пустынножителя был таков: спать на голой земле, 1 раз в день после заката солнца вкушать небольшое количество пищи, непрестанно молиться и трудиться собственными руками. Святому приходилось противостоять многочисленным искушениям. Кроме борьбы с похотью, когда он был голоден или жаждал, бесы показывали ему различные сладкие кушанья и напитки; когда он молился, то иногда являлся волк и выл, стоя перед ним, иногда же прыгала лисица, или воины сражались, и один из них, пораженный на смерть, падал к ногам святого и молил, чтобы тот похоронил его. Известен следующий случай, из которого видно, как строго относился сам к себе подвижник. Однажды преп. Иларион, обуреваемый непрестанными помыслами, разгневался на себя, начал бить себя в грудь со словами: «Осел, я отучу тебя брыкаться, я буду кормить тебя не ячменем, но соломой, голодом и жаждой я сделаю тебя слабым… я буду управлять тобой при помощи жары и холода, так чтобы ты больше думал о еде, чем о распутстве».
Стойкость и неотступность его проявилась в следующем эпизоде. Когда-то в пустыне, где он подвизался, группа разбойников приметила Преподобного. Главарь, претворяясь добрым человеком, спросил преп. Илариона:
- Чтобы ты сделал, старец, если бы в пустыне ты был один и на тебя напали бы грабители?
- Чего бояться обнаженному, подобному мне? – ответил с кротостью и бесстрашием пустынник.
- А если бы тебя собирались убить? – добавил грабитель.
- Смерти не боится тот, кто готов умереть – ответил пустынник. – Смерть завершает эту временную жизнь, а открывает новую, вечную жизнь, которая и есть подлинная, к которой мы все стремимся.
Эти слова и то, как он их произнес, заставили задуматься разбойников. Пребывая в молчании, они удалились. Через некоторое время они вернулись, сели у его кельи и стали задавать ему многие вопросы. В конце беседы они встали на колени перед преподобным Иларионом и со слезами просили прощения у него. Святой простил их и рассказал им о христианской вере. С этого дня они продолжали ходить к старцу, уверовали в Господа и крестились. А вместе с ними крестились многие из города Идумеи.
Проведя 22 года в пустыне, Господь дал верному Его служителю дар чудотворения, благодаря которому он смог исцелить от бесплодия женщину из Элевтерополя, которая 15 лет прожила в браке, не имея детей. Вскоре после этого чудесного события он исцеляет трех детей одной христианки, супруги некоего вельможи Елпидия.
После этих двух случаев преподобный Иларион прославился в Газе, и многие люди с разными недугами и проблемами стали приходить в пустыню к святому и, по его молитвам, получали исцеления и разрешение скорбей. Многие приняли святое крещение, а некоторые последовали его подвигу, подвизаясь как пустынножители под руководством святого. Так преподобный Иларион стал первым наставником иноков в Газе и Палестине, подобно тому как преподобный Антоний в Египте.
По молитвам святого совершалось огромное количество чудес. Непросто приходилось преп. Илариону среди народа, у которого были сильно распространены язычество и магия. Он подвергался гонениям со стороны язычников, которые требовали его казни, считая его магом. Преподобный исцелял не только людей, но и бесновавшихся животных.
Со временем количество монахов в окрестностях Газы, окормляемых преподобным Иларионом выросло. Жили они не в монастыре, а в отдельно стоящих в пустыне келлиях. Всех их объединял преподобный, который почитался ими как духовный отец и глава. Преп. Иларион раз в год обходил все келлии перед сбором винограда для наставления монахов в вере и «воспламенения в них ревности к Богу». Однажды во время такого обхода он обратил ко Христу жителей Элусы, благодаря чему стал известен и за пределами Палестины. Преп. Антоний Великий переписывался с преп. Иларионом, а приходивших к нему из Палестины людей спрашивал, зачем они проделали такой путь, если в их провинции живет «его сын Иларион».
Как сообщает автор жития, преп. Иларион проповедовал необходимость нестяжательности. Сам до конца жизни святой отказывался принимать пожертвования, приносимые ему в благодарность за исцеления. Однажды он объяснил исцеленному им бесноватому, что если примет его дары, то оскорбит Бога, а к тому вернутся демоны. Преподобный был очень нетерпим к любому проявлению алчности, в первую очередь среди монахов. Святой получил дар от Бога по исходящему от человека или предметов (которых касался этот человек) запаху, определять, какой страстью тот был отягощен. Известен следующий случай, показывающий это. Однажды один монах, одержимый страстью сребролюбия, передал святому подарок, свежие овощи, с огорода, который этот монах тщательно охранял. Когда Исихий приблизился к старцу, тот ему сказал:
- Смердят эти овощи, Исихий, смердят.
- Я их помыл хорошо, отче – ответил Исихий.
- Однако же они смердят, Исихий, смердят сребролюбием – сказал преподобный Иларион и не стал принимать подарок и прикасаться к овощам.
На 65-м году жизни преп. Иларион покинул Палестину, в поисках уединения и отшельнической жизни, которая постоянно нарушалась беспрерывным потоком людей. Остальное время его жизни он проводил в постоянных скитаниях в поисках места, где он мог бы без рассеяния служить Богу. Сначала святой отправился в Египет, где посетил монастырь преп. Антония, к тому времени преставившегося. Пробыв там некоторое время, он ушел, подвизаясь в различных пустынных местах. Однако чудеса, совершенные им, вновь собирали к нему страждущих. Тогда он отплыл с одним из учеником на Сицилию, но и здесь его нашли люди. Святой решил найти какую-нибудь «варварскую» местность, где еще не было христиан, и отправился в Эпидавр в Далмации. Через несколько дней он уничтожил там страшного змея, опустошавшего местность и укротил бушевавшее после землетрясения море, которое грозило смыть город. Преподобный Иларион, сокрушаясь, говорил, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят».
Около 365 г. святой бежал на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но из-за стекающегося к нему народа, спустя 2 года переходит в найденное Исихием труднодоступное место в горах. Там росли фруктовые деревья, плоды которого святой не ел, был источник и руины старинного храма (вероятно, речь идет о языческом капище), в котором обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днем и ночью. Местность понравилась преподобному Илариону, несмотря на страхи от демонов, и он остается там последние 5 лет жизни. Здесь в 367 г. его навестил святой Епифаний, с которым тот познакомился еще в монастыре близ Газы. Преподобный Иларион Великий предсказал ему избрание архиепископом Кипрским.
Перед своей смертью преп. Иларион распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти святого Исихий находился в Палестине. Узнав о смерти наставника, он вернулся на Кипр. Втайне от местных жителей, чтобы они не стали поклоняться телу святого как идолу, перенес мощи духовного наставника в Палестину, в обитель святого Илариона. Однако чудеса продолжали совершаться на как и на месте первоначального захоронения преподобного на Кипре, так и в Палестине.
По повелению императора Карла Великого мощи святого были перенесены во французское селение Дюравель, часть из которых находятся там и доныне. Десница преп. Илариона Великого с 1548 года находится в Венеции, в соборе Сан-Джорджо Маджоре. Небольшие части мощей сегодня также находятся в нескольких местах, среди них церковь святого Мины на Крите, Киккский монастырь на Кипре, монастыре святого Николая во Флориде, а также в нескольких греческих монастырях.
Житие Преподобного было написано блаженным Иеронимом Стридонским около 391 г., всего 20 лет после смерти святого.
Галерея