Всенощное бдение в день тезоименитства святой праведной блаженной Матроны Московской
21.11.2018
«О, если бы люди столько заботились о добродетели, сколько они, во вред себе, заботятся о пустоте! Пусть бы эта страсть к зрелищам и вредным увеселениям, пусть бы женская наша страсть к нарядам,страсть нравиться мужчине заменены были ревностью к благочестию: какие были бы успехи в духовной жизни!»
Преп. Матрона Константинопольская
21 ноября 2018 г., в канун дня тезоименитства святой праведной блаженной Матроны Московской, в храме Воскресения Словущего Покровского ставропигиального женского монастыря было совершено всенощное бдение с чтением акафиста святой. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла его возглавил первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами столицы митрополит Истринский Арсений.
Известно, что святая блаженная праведная Матрона Московская в крещении была наречена в честь святой преподобной Матроны Константинопольской.
Приведем для посетителей нашего сайта её житие.
Житие святой преподобной Матроны Константинопольской
Преподобная Матрона ( с лат. «знатная женщина») родилась в городе Пергии (находится в Памфилии в южной части Малой Азии, в настоящее время турецкий город Бергамо) в V веке. Ее не по своей воле выдали замуж за состоятельного человека, дворянина по имени Дометиан. Вскоре её мужа перевели на службу в столицу империи Константинополь, где у них родилась дочь Феодотия. Здесь двадцатипятилетняя Матрона познакомилась с двумя благочестивыми старицами Евгенией и Сусанной, которые с юности подвизались при нем в трудах и молитве. Она загорелась желанием как можно чаще посещать богослужение в храме Божием и стала подражать богоугодной жизни подвижниц, смиряя свою плоть воздержанием и постом. За это ей приходилось претерпевать нападки со стороны мужа, который был язычником. После долгих колебаний святая Матрона решила оставить семью и просила Господа открыть, угодно ли Ему ее намерение. Господь услышал молитвы рабы Своей. Однажды в тонком сне ей было видение, что она убегает от мужа, который догоняет ее. Святая спряталась в толпе иноков, шедших навстречу, и муж ее не заметил. Этот сон преподобная Матрона приняла как Божие указание поступить в мужской монастырь, где муж не догадается ее искать. Свою дочь она отдала на воспитание старице Сусанне, а сама остригла волосы и, переодевшись в мужское платье, пришла в монастырь преподобного Вассиана. Там преподобная Матрона выдала себя за евнуха Вавилу и была принята в число братии. Опасаясь как бы иноки не узнали, что она женщина, святая пребывала в постоянном молчании и многих трудах. Братия удивлялась великим добродетелям Вавилы. Однажды святая с другими монахами трудилась в монастырском винограднике. Новоначальный инок Варнава заметил, что у нее проколоты мочки ушей и спросил об этом. «Надо, брат, землю возделывать, а не на чужие лица смотреть, это не подобает иноку», – ответила святая.
Через некоторое время игумену монастыря, преподобному Вассиану, было во сне откровение, что евнух Вавила – женщина. Такое же откровение было и блаженному Акакию, игумену соседнего Авраамиева монастыря. Преподобный Вассиан призвал святую Матрону и сурово потребовал ответа, с какой целью она проникла в монастырь, не для совращения ли иноков и позора обители. Преподобная со слезами рассказала игумену всю свою прошлую жизнь, о преследовании мужа, ненавидевшего ее подвиги и молитвы, о видении, указавшем ей идти в мужской монастырь. Убедившись в том, что намерения ее были чисты и непорочны, и благословив ее, преподобный Вассиан отправил святую Матрону в город Емес в женский монастырь. В той обители святая пробыла многие годы, поражая сестер высотой своего иноческого подвига. Когда умерла игумения, по единодушному желанию инокинь настоятельницей обители стала преподобная Матрона.
Слава о ее добродетелях, о чудесном даре исцелений, который она получила от Господа за свои ревность, смирение и добродетели, распространилась далеко за стенами монастыря. Услышал о подвигах преподобной и её муж. который пришел к монастырю и захотел ее видеть. Узнав об этом, святая Матрона тайно ушла в Иерусалим, затем на гору Синай, оттуда в Берит, где поселилась в заброшенном языческом храме. Местные жители узнали о ее затворе, стали приходить к ней. Многих святая подвижница отвратила от языческого нечестия и обратила ко Христу. Возле жилища преподобной стали селиться женщины и девицы, и вскоре возник новый монастырь. Исполняя волю Божию, открытую ей в видении, святая покинула Берит и отправилась в Константинополь, где узнала, что муж ее умер. По благословению своего духовного отца, преподобного Вассиана, подвижница основала в Константинополе женский монастырь, куда переехали и сестры из основанной ею Беритской обители. Константинопольский монастырь преподобной Матроны был известен строгостью иноческого устава и добродетельной жизнью сестер. Супруга императора Льва Великого (457–473 гг.), узнав о высокой ее жизни, посещала ее. Матрона, хотя жила очень бедно, ничего не просила у императрицы, а только говорила о душевном спасении. Удивленная тем императрица еще более стала уважать подвижницу. Исцелив вдову эпарха, преподобная получила от нее средства для построения монастыря, тогда как дотоле жила она с сестрами в кельях очень тесных и притом наемных. К великой подвижнице многие из мирян приходили за советами. В столице тогда еще мало было женских общин молитвы, а много было разврата, тяжелого для душ, сколько-нибудь понимающих себя. Наставления св. подвижницы, сильные искренностью и опытностью, влекли к ней многих. Измученные жизнью люди находили у нее отдых, больные – здоровье. Обитель ее стала весьма многолюдной. Под ее руководством воспиталось много чистых дев для Неба.
В глубокой старости святая Матрона удостоилась видения пресветлого Рая и уготованного ей там места за 75-летний иноческий подвиг. В возрасте ста лет преподобная Матрона, благословив сестер, тихо отошла ко Господу (около 492 года).
(При составлении использовался материал из «Житий святых» свт. Филарета Черниговского (Гумилевского) и сайта www.patriarchia.ru)
Об имени «Матрона»
В древнем Риме «матронами» называли замужних женщин высшего сословия. Как правило, она была матерью большого семейства, заботливой хозяйкой и любящей женой, которая пользовалась в обществе почетом и уважением. Со временем слово превратилось в имя собственное и стало широко употребляться. Имя Матрона легко прижилось в России.По статистике оно было весьма распространено вплоть до 30-ых годов XX века. Впрочем, большой любовью имя пользовалось скорее среди простых людей. Крестьяне, разночинцы довольно часто называли своих детей Матронами, Матрёнами. В святцах имя «Матрона» встречается как минимум трижды.
Галерея