19 октября 2024. Суббота седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 5, 27-32.
"После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Господь Иисус Христос пришел в дом апостола Матфея. До своего обращения тот был мытарем, человеком, который собирал налоги со своего народа в пользу оккупационных римских властей. Мытари были презираемы всеми иудеями. Однако, когда Спаситель сказал ему: "следуй за Мною", то "он, оставив всё, встал и последовал за Ним". Когда Иисус со Своим новым учеником Матфеем пришли в дом последнего, то тот приготовил для Господа "большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию".
Каков смысл ответа, данного Христом? Ведь многие считают, что Господь любит праведников, а грешников ненавидит. Нет, Господь ненавидит грех и любит каждого человека. Но те люди, которые не видят своих грехов, по мысли святых отцов, находятся на еще более опасном пути, чем согрешающие явными, тяжёлыми грехами. Можно простить и преобразить душу кающегося грешника, но как спасти того, кто не считает себя нуждающимся в спасении?
Что же так ослепляет человека, почему многие не видят своих грехов? Ослепляет не столько греховная, нераскаянная жизнь, ведь многие грешники, как мы читаем, принимали Спасителя и исправлялись. Больше всего нас надмевает неправильная духовная жизнь.
Важнейшим назначением многочисленных ветхозаветных предписаний было привести человека к пониманию своей греховности и немощи. Книжники - люди, хорошо знавшие Писание, но искаженно понимавшие смысл заученных слов. Они стремились к исполнению заповедей лишь по букве. Например, обидеть вдову, не оказать помощи ближнему эти люди не считали за грех, а пройти в субботу большое расстояние представлялось им серьезным согрешением. Исполняя лишь внешние предписания закона они пришли к ложному представлению о своей праведности.
Святые отцы замечают, что внешние дела богоугождения, не соединенные с внутренним деланием, всегда надмевают человека. Молитвенное правило, читаемое рассеянно, пост, представляющий из себя лишь диету, не сопряженный с сугубым вниманием в такие дни к своим грехам, с духовным чтением, и, насколько позволяют обстоятельства, с отрешением от житейских увеселений, с заботой о примирении со всеми, с кем в ссоре, - все внешние дела богоугождения, лишенные своей сути, приносят душе вместо пользы лишь вред.
Когда человек только начинает ходить в храм, он, не понимая почти ничего, делает то же, что и все, стремится исполнять церковные установления. Со временем же следует все больше задаваться вопросом: "в чем смысл моих действий?"
Приступая к молитве, к посту, посещая богослужения, следует задавать себе вопрос: "зачем мне это, чего я хочу этим достичь?". Если не просто потерять время, то правильно будет познакомится с объяснениями богослужений, основных молитв, найти храм, в котором служба совершается разборчиво, во время богослужения стараться возвращать постоянно рассеивающийся ум к словам молитвы. Обращаясь к Богу за помощью, следует позаботиться о покаянии и исправлении в грехах, прося у Бога прощения, следует постараться примириться со всеми ближними.