11 октября 2024. День памяти преподобных Кирилла и Марии. Евангельское чтение: Лк 6, 12-23.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы узнаем о наставлениях Иисуса Христа, которые получили название "заповеди блаженств". Евангелист Лука говорит, что даны они были, когда Господь "стал на ровном месте", а евангелист Матфей говорит, что Господь, перед тем как их дать, взошел на гору. Один священник рассказывал, что его долгое время смущало это несоответствие. Духовник сказал ему: "а что, на горе не может быть ровного места?" "Может", подумал он, но все-таки сомневался. А через шестнадцать лет он смог посетить ту гору, на которой, как свидетельствует Предание, это произошло. Она достаточно высока, а сверху на ней есть ровная площадка, как будто бы кто-то срезал.
Удивительная особенность заповедей блаженств состоит в том, что они не написаны в повелительном наклонении - делай то то, не делай так. Христос просто говорит: "блаженны (то есть счастливы в переводе на современный русский язык) нищие духом". В них Господь раскрывает нам секрет счастья, путь к нему. Современный человек всю жизнь старается стать счастливым. Стремится построить карьеру, много трудится, заботится о своем здоровье. Но при этом забывает о душе, о Боге. О грехах, которые не дают нам быть с Богом. А без Бога стать счастливым невозможно. Феофан Затворник говорил, что люди всю жизнь бегут в поте лица, но бегут не той дорогой и потому не находят счастья.
Христос не дает приказов. Он принес людям радость, показывает где она. Хочешь ее? Возьми.
Первая заповедь блаженств: "блаженны нищие духом". В ней говорится о том, что тот, кто осознал свою нищету (крайнюю степень бедности) духовную, увидел множество грехов, отсутствие добродетелей, такой положил начало своему спасению. Противоположное состояние святыми отцами называется прельщением. Грешный человек не видит своих грехов, себя оправдывает, а других осуждает. Преподобный Макарий Великий говорил: "Какая же это душа, которая — нищая духом? — Это та, которая познала свои язвы, и увидела объявший ее мрак страстей и свое рабство, и ощутила свои узы, и всегда ищет быть освобожденной Господом от такого состояния; это — та душа, которая переносит труды и всегда призывает и молит Его исцелить ее и ни в каком земном благе — ни в царском сокровище, ни в богатстве, ни в наслаждении — не находит ни удовлетворения, ни радости, но все ее желание — в том, чтобы найти Доброго Врача, и она ожидает от Него врачевание и получение исцеления и уповает найти в Нем успокоение". Видение своих грехов и сокрушение о них это признак выздоравливающей души.
Следующая заповедь естественно следует из первой: "блаженны плачущие". Конечно, речь идет не о всяком плаче. Скорбеть может и бессильная ненависть. Апостол Павел сказал: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). Апостол Лука писал Евангелие на греческом. На языке оригинала слово, переведенное как "плачущие", также имеет значения: «скорбящие, печалящиеся» - о своих грехах. Блаженный Иероним Стридонский писал: "Этот плач - не есть плач об умерших по общему закону природы, а об умерших в грехах и пороках". Человек может быть жив и здоров, но духовно мертв. Смерть духовная несравнимо большая трагедия, чем смерть физическая.
Эти две заповеди - фундамент, основа нашего обращения к Богу. Они являются ступенями, которые нельзя перешагнуть и оказаться на более высоких. Сам Господь обещает таким людям утешение. Обещает привести их в Царство Небесное.
Находящемуся в кромешной тьме невозможно увидеть, что он испачкался. Только когда выглянет лучик света, можно что-то разглядеть. Если же настанет яркий день, можно будет увидеть и небольшое пятнышко. Люди, давно не каявшиеся на исповеди, не старающиеся об исправлении в грехах, живущие беспечно, обычно не считают себя грешными. Напротив, святые отцы, приблизившиеся к Богу, говорили, что они последние грешники, хуже всех.
Желающему начать христианскую жизнь следует испытать свою совесть. В этом могут помочь книги для подготовиться к исповеди. Их можно достать в православном храме. Готовясь к таинству, следует подумать, в чем нас могут обвинить окружающие, по возможности примириться с ними. Это будет началом покаяния. Дальше следует с помощью молитвы стараться не допускать повторения исповеданных грехов. Поступая так, со временем мы придем к глубокому покаянию перед Богом.