17 октября 2023. Вторник седмицы 19-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 37-45.
"Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его"
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Не суди'те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете".
Суд в Царстве Небесном стремится, в отличие от земного суда, не установить вину и вынести справедливое наказание, но найти что-то, за что можно помиловать и простить. Находящийся в полной тьме не может видеть, что он испачкался. Если же выглянет лучик света, можно заметить явную грязь на одежде. При полуденном солнце видны и мелкие пятна. Мы, удалившиеся от Бога люди, часто считаем, что грехов у нас не много, что их много у наших ближних. Святые же, приблизившись к Свету, к Богу, говорили, что грехов у них больше, чем песка в море. А раз так, то кто может быть спасён если Суд будет справедливым? Ведь в Царстве Небесном нельзя оказаться даже с одной песчинкой, с одним грехом.
И вот, суд в Царстве Небесном предлагает преступнику самому написать те законы, по которым его будут судить. Ты считаешь, что ближний груб с тобой, ты осуждаешь его за это? Значит ты написал одну из статей, по которой сам будешь судим. Наша вера должна доверять Промыслу Божьему. Господь может в любой момент бесчисленным множеством способов прекратить жизнь каждого. Если Господь пока терпит этого человека, в этом есть смысл. Имеющий любовь человек будет искать не того, за что можно осудить ближнего, но будет стараться его оправдать, поставить себя на его место.
Почему даже Суд Божий, Суд Любви не может простить немилосердного, образно иллюстрирует такая притча. Одна старушка скончалась и ее ангел хранитель пытается представить хоть одно ее доброе дело. Найти ничего не получилось, тогда он сказал: "однажды, когда к ней постучалась нищая женщина и попросила милостыню, та в гневе кинула в нее морковкой с огорода. Морковка-то ведь нищей досталась, значит доброе дело было сделано". Ангел получил разрешение протянуть находящейся в аду старушке ту морковку и вытягивать ее оттуда за нее. Когда он тянул, за ее ноги зацепились и другие грешники. Старушка, боясь, что морковка вот вот сломается, стала ругаться и трясти ногами, чтобы от нее отцепились. От этой тряски морковка порвалась и несчастная упала обратно.
«Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13), читаем мы в Священном Писании. Неосуждение, стремление помочь - дело милостыни духовной. Поступающий так уподобляется Христу.
Далее в Евангелии мы читаем: "давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам". Дела милостыни мы часто делаем неохотно, в то время, как самую большую пользу от них получаем мы сами. Даже если мы сами очень бедны. Простить, утешить, не осуждать может каждый.
Существует притча о двух пожилых женщинах, живших по соседству в одной деревне. Одна была крайне скупа, другая нищелюбива. Однажды ангел, принявший вид монаха, поздно вечером постучался к первой в дом. Он сказал, что на братию монастыря в лесу напали разбойники, избили их и все у них отняли. Им требуется одежда, еда, лекарства, деньги. Скупой старушке было неловко отказать, она пошла в чулан и нашла мешок с хламом, который собиралась выкидывать. - "Вот, принесла все, что было", сказала она. Тогда ангел пошел к ее доброй соседке и та, на самом деле, вынесла все лучшее из своего дома, а себе оставила лишь хлам. В ту ночь в деревне случился пожар. На утро ангел в виде монаха вернулся и с благодарностью вернул погорельцам то, что они пожертвовали. Одна получила лишь мешок с мусором, а другая, по сути, сохранила все свое имущество. Нам всем предстоит пережить такой пожар. В час смертный мы оставим на земле все наше имущество, а есть ли у нас имущество на небе? Это зависит от того, были ли мы милостивы.
Образ действий в указанных словах Спасителя (прощать, давать), замечает святитель Феофан Затворник, "действительно похож на бросание; но только тут бросается не на попрание, а в руки Божии. В этих руках и хранение верно, и получение из них несомненно. Приложи только веру и упование".
Не следует забывать, что дела милостыни духовной часто важнее и труднее, чем материальные пожертвования. К таким делам относят прощение, терпение, сострадание, утешение ближних, когда мы отвечаем добром на зло. Поступающий так может показаться глубоко несчастным, но вставший на этот путь знает, что Сам Бог не оставит его и утешит.