11 декабря 2023. Понедельник седмицы 28-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 19, 37-44.
"А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то', что ты не узнал времени посещения твоего".
В сегодняшнем чтении из Евангелия описывается Вход Господень в Иерусалим.
Иисус из Назарета который уже три с половиной года проповедовал в Иудее, вошел в этот древний город. Жители встречали Его как Мессию, которого люди ждали со дня грехопадения. Но представления о Мессии у народа были неправильными. Считали, что Он должен быть великим земным царем, который освободит иудеев от оккупантов и покорит им все народы земли. Потому святые толкователи Священного Писания говорят о том, что кроме радости, в этом Празднике есть и скорбь. Учение Христа о Царстве Небесном, которое Он пришел открыть всем кающимся перед Ним в своих грехах, Его слова о спасении, люди так и не пожелали принять. Им необходимо лишь избавление от земных скорбей, земное благополучие. Знают, что Он воскрешал мертвых, накормил множество народа пятью хлебами. И поэтому принимают Его. Христа встречают как земного царя. Господь же не выражает им похвалы. Чуть позже, глядя на Иерусалим, Он заплакал, скорбя о его жителях. Ведь скоро они, не получив ожидаемого, не узнав в Нем Бога из-за своего греховного омрачения, будут кричать: "распни Его". А Господь для этого и пришел, чтобы пострадать за человеческий род.
Удивительно ли, что фарисеи составили безумный план убить Христа? Что многие иудеи им помогали? Что апостол Иуда после всего увиденного и услышанного от Спасителя, ищет, как предать Его? Что через четыре дня практически весь тот народ, который радостно встречал входящего в Иерусалим Господа, будет кричать Пилату: "распни Его"? Если мы посмотрим на себя, то поймем, что в этом ничего удивительного нет.
Практически все мы подобны иерусалимлянам, которые распяли Христа, которые ждали от Господа одного - избавления от земных бед, помощи в устроении земных дел. Если такие желания не сбываются, мы начинаем роптать. А о том, чтобы Господь исцелил душу от страстей, мы не молимся. Не благодарим за свой жизненный крест, который дан нам для спасения. Зайдя в храм, ставим Хрсту свечи, а выйдя, распинаем Его своими грехами. По словам святителя Феофана Затворника, "когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!"
Многие из встречавших Господа, на самом деле не Его чаяли. Им нужно было земное могущество иудейского народа. Господь же пришел дам победу над грехом и смертью. А это ли нужно нам? Потому очень часто, по мысли святых отцов, мы отмечаем праздник - Пасху, Рождество, день крещения ребенка, а Господь смотрит на нас, как смотрел тогда на иерусалимлян, со слезами. Потому, что при торжественной видимости происходящего, наше душевное устроение достойно лишь плача.