Толкование на Евангелие
"Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то', что' входит в уста, оскверняет человека, но то', что' выходит из уст, оскверняет человека".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как к Спасителю принесли многих больных и Он их всех исцелил. Несмотря на это к Нему приступили религиозные лидеры иудейского народа, фарисеи, и стали обвинять учеников Христовых в нарушении обрядовых постановлений иудаизма. В том, что ученики не совершали особое умовение рук перед приемом пищи.
Спаситель в ответ обличил их в неправильном отношении к внешним постановлениям. Внешнее должно помогать внутреннему. В чистоте души и намерений, в благоговении перед святыней и состоит смысл внешнего действия, омовения. Фарисеи наоборот, считали, что главное - это неукоснительно соблюдать Закон по букве. Каждый иудей должен был заботиться о престарелых родителях. Чтобы избежать этого многие из них говорили им: "дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался". Имелось в виду: "я отнес то, что по закону должен был принести тебе, на храм". Конечно, пожертвовать на храм какую-то сумму проще, чем всегда быть рядом, терпеть старческие немощи и во всем обеспечивать родителей. Потому Спаситель и назвал фарисеев лицемерами.
Далее Господь произнес слова: "не то', что' входит в уста, оскверняет человека, но то', что' выходит из уст, оскверняет человека". Здесь продолжается речь о лицемерии. Иудеи боялись съесть пищу руками, которые специальным образом не омыли, но не боялись осквернить уста злыми словами. Также и мы часто боимся многого - порчи, примет, опасаемся, что свечка потухла. Некоторые даже боятся, что нашли дома крестик: - "а чей он?" Креста, самого главного проявления любви Бога к людям боятся, а то, что не исповедовались годами, это ничего...
С правильного пути можно уйти вправо и влево. Фарисеи ушли вправо, рьяно сосредоточившись на делах внешнего богоугождения. В наше время все чаще уходят влево и оправдывают себя этими словами: "ну и что, что не пощусь, ведь не то, что входит в уста, меня оскверняет". А ведь, по мысли святых отцов, пост - важнейшее средство для очищения души от грехов. Святитель Феофан Затворник говорил про него так: "Без поста одолеть страсти - было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птице подняться от земли".
Будем, с помощью Божией, стремиться не уклоняться от спасительного пути ни вправо, ни влево. «И это надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23), говорил Господь.
Читать далее