Толкование на Евангелие
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим вопрос апостолов к Спасителю: "Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?" Иудейские книжники так объясняли почему Иисус не является обетованным Мессией. Пророк Малахия писал о Христе: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал 4, 5). Поскольку Илия пророк, взятый некогда живым на небо, не приходил, то не пришел еще и Мессия, рассуждали они. Ученики спросили Самого Господа как преодолеть это недоумение.
Иисус ответил: "Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем". Евангелист Матфей также прибавляет: "Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе". Толкователи Священного Писания объясняют, что пророчество Малахии говорит в первую очередь про времена, которые еще не наступили. Про последние дни мира перед Страшным Судом, перед тем днем, который и называется обыкновенно в Писании "День Господень". В последние дни на земле будет проповедовать сам пророк Илия.
А перед пришествием Христа, которое имело место во времена апостолов, пришел тот, кто был подобен Илии по силе духа, силе проповеди, добродетели. Это был Иоанн Креститель. Впрочем, ни он, ни Сам Христос не был узнан религиозными лидерами иудеев. Причина этого в тех ценностях, которым они посвятили свою жизнь. Они стремились к земному благополучию и человеческой славе. Все это было чуждо Господу и Его пророкам. Сходное чувствует сходное. Поэт узнает гениального поэта, математик математика, святой человек святого. Господа они узнать не смогли потому, что были чужды с Ним по духу.
Читать далее