Толкование на Евангелие

23 августа 2019. Пятница седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мы 22, 23-33.

"В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его".

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как ко Христу подошли саддукеи. Это были люди, которые не верили в воскресение мертвых. Они, желая доказать, что вера в жизнь после смерти абсурдна, привели, как считают толкователи, выдуманный ими самими карикатурный пример.

В ветхозаветные времена существовал так называемый закон левирата. Поскольку Господь сразу после грехопадения дал Адаму и Еве надежду на то, что некогда родится Тот, Кто победит дьявола, дал обетование о Христе, то все люди, сохранившие истинную веру, желали иметь многочисленное потомство. Они считали, что Спаситель может стать их потомком по плоти и тем самым даровать им вечную жизнь. Умереть бездетным считалось величайшим проклятием. Из Писания известно о женщине, которая в муках умирает во время родов. Но вот ей говорят: "у тебя родился младенец". Она умерла, исполненная счастья.

Закон левирата повелевал брату умершего взять себе его жену, если за время супружеской жизни женщина, оставшаяся вдовой, не смогла родить. Если в этом браке появлялся младенец, то он считался сыном скончавшегося. С одной стороны, закон кажется нам очень странным, но то были другие люди и другие времена. Одни порядки жизни для человека, когда он младенец, другие для юноши, третьи для того, кто уже впал в старческие немощи. И было бы нелепо требовать от тридцатилетнего всякий раз брать разрешение родителей на выход из дома. Так же и на разных этапах пути человечества к Богу. Господь, сообразуясь с состоянием людей, с их духовным возрастом, всегда давал им те правила, которые помогали бы не потерять истинную веру, спасти душу.

Итак, саддукеи задали вопрос: "Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее". Фарисеи как бы сказали Христу: "раз пророк Моисей дал нам этот закон, то, очевидно, он сам не верил в воскресение мертвых, был как и мы, ведь он не мог бы допустить такую путаницу на небесах".

Господь ответил им: "чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения".

Саддукеи учили, что ни в одной из пяти Книг, данных Богом через пророка Моисея, не говорится о воскресении мертвых. Спаситель же привёл им слова, содержащиеся в одной из тех Книг: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых". Эти ветхозаветные праведники уже давно скончались, но из сказанного очевидно, для Бога они и сейчас живы.

Заметим, что в прочих религиях представления о жизни будущего века чрезвычайно человеческие. К примеру, в одной из крупнейших мировых религий, рай - это место всевозможных плотских наслаждений: бесчисленные яства, множество девушек с пышными формами... В христианстве жизнь будущего века - что то непостижимое, загадка, к которой мы можем прикоснуться лишь отчасти. Многие делают отсюда вывод, что это является неким подтверждением богооткровенности христианства. То есть того, что эта религия не придумана людьми.

Нам открыто о будущей вечной жизни только то, что важно для нас сейчас. Если наша душа научится жить любовью, то "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Напротив, если мы будем эгоистичны и горды, святые отцы говорят нам о том, что даже самая тяжелая мука здесь, на земле, является лишь тенью будущих вечных страданий.

Нам говорится о том, что Господь все делает для нашего спасения. Евангелие, жизнеописания святых отцов, открывают нам путь в Небесное Царство. В Церкви мы получаем Божию благодать, укрепляющую нас. Для описания того, что будет с человеком после смерти, используются некие образы, которые нам понятны. Апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор 13, 12-13).

Ошибка фарисеев была в том, что они рассуждали о жизни вечной в категориях жизни земной, о жизни духовной, святой и бесстрастной как о жизни, подчиненной законам плоти.

И в наше время есть немало учений, вводящих в заблуждение о том, что будет с нами после смерти. Христиане же несомненно верят в то, что умереть нам не удастся, хотя порой, возможно, и хотелось бы, чтобы это стало решением всех проблем. Бог бессмертен и человек, Его образ, тоже бессмертен. Бог Воскрес и мы воскреснем вслед за Ним. Как бесконечность несоизмеримо больше самого большого отрезка, так забота о душе, о вечной жизни, подготовка к ней, важнее всех земных забот.

И сейчас большинство людей ошибочно относятся к смерти, к этому важному рубежу, который предстоит пройти всем нам. Некоторые, устав от земных скорбей, желают, чтобы смерть поскорее пришла. Таким преподобный Анатолий Оптинский говорил: "смерти ты желаешь потому, что, во-первых, не понимаешь, что такое смерть и что нас там ожидает. А во-вторых, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия". Архимандрит Павел (Груздев) наставлял: "никто не пожинает, если не посеял, никто не увенчивается, если не пострадал, без временной муки не избежишь вечной".
Некоторые представляют, что смерть - самое большое зло. Тот же старец говорил: "смерть возносит к бессмертию". Известны такие слова преподобного Макария Оптинского: "боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), ибо Он «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)".

Итак, правильно будет не безрассудно стремиться к тому, чтобы поскорее предстать перед Судом Божиим, как впрочем и не стараться всеми способами отложить эту встречу. Время смерти определяет Бог. Нам же нужно готовиться к ней. "Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти", говорил архимандрит Павел (Груздев). Он же приводил такой стих:

"Помирать — не миновать.
Помни смертный час,
помни трубный глас,
помни Страшный суд,
часто вспоминай и прекрасный Рай.
Пока жив, спасайся,
плачь, молись, смиряйся,
время не теряй,
будь готов и знай,
что оставив свет,
Богу дашь ответ".

Читать далее

22 августа 2019. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

2 сентября 2019. Понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 9-15.

02.09.2019

1 сентября 2019. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 23-35.

01.09.2019

31 августа 2019. Суббота седмицы 11-й по Пятидесятнице. Чтение из Апостола: Еф 6, 10-17:

31.08.2019

30 августа 2019. Пятница седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 27-33, 42-51.

30.08.2019

29 августа 2019. Четверг седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 13-28.

29.08.2019

28 августа 2019. Успение Пресвятой Богородицы.

28.08.2019

27 августа 2019. Вторник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 23-28.

27.08.2019

26 августа 2019. Понедельник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 13-22.

26.08.2019

25 августа 2019. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 14-23.

24.08.2019

24 августа 2019. Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 24- 18,4.

24.08.2019

23 августа 2019. Пятница седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мы 22, 23-33.

24.08.2019

22 августа 2019. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.

22.08.2019

21 августа 2019. Среда седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 28-32.

22.08.2019

20 августа 2019. Вторник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 23-27.

20.08.2019

19 августа 2019. Преображение Господне. Евангельское чтение: Мф 17, 1-9, Лк 9, 28-36.

20.08.2019

18 августа 2019. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 18-22.

18.08.2019

17 августа 2019. Суббота седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 15, 32-39.

18.08.2019

16 августа 2019. Пятница седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 12-14, 17-20.

16.08.2019

15 августа 2019. Четверг седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 17-28.

15.08.2019

14 августа 2019. Среда седмицы 8-й по Пятидесятнице. Происхождения Честных Древ Креста Господня. Евангельское чтение: Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

14.08.2019

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты