Толкование на Евангелие

13 ноября 2018. Вторник седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 34-41.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа: "Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та'к, как бы светильник освещал тебя сиянием". По мысли толкователей, здесь Господь образно говорит о чистоте души и ума человека. Если очи не видят, то весь человек погружен во мрак, не может правильно воспринимать реальность. Так и ум, если он погружен в греховную тьму, то не дает человеку правильно понимать происходящее вокруг него. Такой человек, например, не находит времени для молитвы, но сразу бежит к врачу, если серьезно заболеет. Здоровье все равно скоро уйдет от нас и, разлучившись с телом, мы умрем. Это не означает, что не нужно лечиться, но о душе заботиться гораздо важнее, ведь без Бога мы и здесь не будем счастливы и Царства Небесного лишимся. 
Существует притча о том, что мы смотрим на мир, на окружающих нас людей в зависимости от чистоты нашей собственной души. Некий человек увидел ночью спешно выходящего из дома на улицу, оглядывающегося по сторонам незнакомца. Когда тот скрылся во мгле, человек подумал про него, что тот вор и что, обокрав чужой дом, он спешно скрывается с награбленным. Незнакомца заметил и другой человек и подумал про него, что тот, пока его жена спит, втайне отлучился из дома к блуднице. Проходивший мимо некий благочестивый человек подумал, что это молитвенник, что всю ночь тот решил посвятить молитве, но очень боялся, чтобы кто не узнал о его добродетели, потому все время оглядывался по сторонам и спешил в уединенное место. 
Одним из признаков, по которому мы можем судить, здорово ли око нашей души, это видение собственных грехов. Святые считали себя последними грешниками. Мы, от невнимательной духовной жизни, имеем порой противоположное о себе мнение. Других осуждаем, а своих грехов не видим. Если же видим ужас собственных грехов, то на чужие не будем обращать особого внимания. Никто не плачет о покойнике в чужом доме, если дома у него свой, наставляли опытные в духовной жизни люди. 
Преподобный старец Паисий Святогорец говорил, что благие помыслы - очень большая добродетель. Они способны уберечь душу от зла и вражды, способны обратить других к искреннему раскаянию. Он рассказывал такой случай из своей жизни: 
"Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» – «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий». – «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты». – «Видно, – с добрым помыслом ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу». – «Для себя, – говорю, – покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, – тоже уйду». В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» – «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?» – «Хочу, – говорит, – взять у него благословение». – «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом. «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам». – «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение». 
Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые". 
Далее мы читаем, как к Спасителю, когда Он произносил эти слова, подошел некий фарисей, и "просил Его к себе обедать". "Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что' у вас есть, тогда всё будет у вас чисто". 
У фарисея, который позвал Господа на обед, мы видим помраченные очи души. Свет, который, как ему казалось, был в нем, который состоял, по мнению фарисея, в исполнении религиозных обрядов, на деле был тьмой. Фарисей хорошо иллюстрирует сказанное Спасителем ранее. Абсолютно неприемлемым для фарисея является нарушение внешних, обрядовых религиозных предписаний, а о главном, о внутренней греховности, о нечистоте помыслов, о злых делах, которые полностью обесценивают внешние дела богопочитания, он не заботился, был духовно слеп и этого не замечал. На это ему и всем нам вновь указал Христос. 
Придя в храм, мы заботимся о том куда поставить свечку, но важно не куда, а как. С покаянием, с обещанием Богу постараться исправить свою жизнь, с просьбой о помощи Божией в первую очередь в этом. С заботой о том, чтобы предварительно со всеми помириться, испросив, по возможности, прощения. Если давно не исповедовались, подготовиться и приступить к этому таинству. Иначе в духовной жизни мы допустим ошибку фарисеев. Будем по видимости выполнять дела благочестия, но через них не будем приближаться, а еще больше удалимся от Бога. 
Нарушить пост в еде по болезни считаем тяжким грехом, но не видим, что осуждаем ближних, гневаемся на домашних, и тем самым нарушаем пост гораздо больше. Гордимся, что полностью вычитали правило ко причастию, но молились ли умом когда читали, или просто пробегали глазами по тексту? Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что в таком случае это не молитва, а бесполезное, оскорбляющее Бога пустословие. 
Существует и иное толкование слов Спасителя. В еврейской традиции того человека, у которого были развиты грехи жадности и скупости, называли человеком с темным оком. При таком понимании мы можем сделать вывод о том, что жадность и скупость (как и прочие пороки) не дают душе человека просветиться, отлучают его от благодати Божией. Обличая фарисея, Господь потому и указал ему на эти пороки, делающие его старания в духовной жизни бесплодными. И призвал фарисея и всех нас к делам милосердия, которые должны исцелить душу от жадности, научить любить ближних.
Читать далее

12 ноября 2018. Понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

23 ноября 2018. Пятница седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 13, 31-35.

23.11.2018

22 ноября 2018. Четверг седмицы 26-й по Пятидесятнице.

22.11.2018

21 ноября 2018. Среда седмицы 26-й по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Евангельское чтение: Лк 10, 16-21.

21.11.2018

20 ноября 2018. Вторник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 48-59.

20.11.2018

19 ноября 2018. Понедельник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.

19.11.2018

18 ноября 2018. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 41-56.

18.11.2018

17 ноября 2018. Суббота седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 1-6.

17.11.2018

16 ноября 2018. Пятница седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 2-12.

16.11.2018

15 ноября 2018. Четверг седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

15.11.2018

14 ноября 2018. Среда седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

14.11.2018

13 ноября 2018. Вторник седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 34-41.

13.11.2018

12 ноября 2018. Понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.

12.11.2018

11 ноября 2018. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 26-39.

11.11.2018

10 ноября 2018. Суббота седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 16-21.

10.11.2018

9 ноября 2018. Пятница седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 23-26.

09.11.2018

14 сентября 2018. Пятница седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено празднуемому в этот день Церковному новолетию, то есть новому году.

13 сентября 2018. Четверг седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 1-10.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о чудесном насыщении множества людей, которые, пойдя за Спасителем, не позаботились о том, чтобы взять с собой пишу, не до того им было:

12 сентября 2018. Среда седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 7, 14-24.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, сказанные Им во время проповеди.

11 сентября 2018. Вторник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангельское чтение: Мк 6, 14-30.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о воспоминаемом в этот день событии.

10 сентября 2018. Понедельник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Чтение из Священного Писания: Гал 4, 28 - 5, 10; Мк 6, 54 - 7, 8.

В сегодняшнем чтении из послания к Галатам мы слышим, как апостол Павел сравнивает людей, живших в ветхозаветные времена, и христиан. Религиозность ветхозаветная, состоявшая в основном в исполнении внешних обрядовых постановлений, - обрезание, принесение жертв, запрет на работу в субботу, сравнивается с рабством.

Монашество

Контакты