Толкование на Евангелие

11 февраля 2019. Понедельник седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 13-17, Мк 12, 18-27.


В сегодняшнем чтении из Евангелия мы встречаем повествование о том, как фарисеи - религиозные лидеры иудеев, незадолго до распятия Христа, несмотря на то, что уже три года в Израиле раздавалась проповедь Богочеловека, несмотря на многочисленные чудеса и исцеления, в своей злобе приступают к Нему и, искушая, говорят: "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?"

Такой вопрос был задан ими, чтобы погубить Христа. Иудея была в те годы оккупирована римлянами. Подать кесарю - это налог оккупационным властям. Если бы Христос разрешил ее платить, Его перестали бы считать Мессией. Ведь о Мессии еще в Ветхом Завете были пророчества, что Он будет Царем и избавит свой народ от врагов. Израильтяне понимали под этим избавление от завоевателей, а Христос пришел дать несравнимо большее - избавить от власти греха, дьявола, и дать жизнь бесконечную в Небесном Царстве. Большинство следовавших за Христом не смогли бы принять Его благословения платить дань языческому императору и отошли бы от Него. Если бы Христос сказал о недопустимости платить дань, его бы тут же, как мятежника, арестовали бы римские воины. 

Отвечая на вопрос, Христос просит принести монету, которой евреи платят дань. Не потому, что Он ее до этого никогда не видел. Даже в притчах Спаситель упоминает про динарии - римские монеты того времени. Но чтобы на эти монеты по-новому взглянул народ, слушающий Его проповедь.

На динарии того времени был портрет римского императора Тиберия и надпись, обожествлявшая императоров: "Август Тиберий Цезарь Божественного Августа Сын". На обороте изображалась его же сидящая фигура с жезлом и лавровой веткой, которые были культовыми предметами в языческих мистериях, и помещалась надпись: «Верховный Жрец». Вот это было явным нарушением второй и первой заповедей, данных Богом Моисею - не делать религиозных изображений и не покланяться кумирам. Фарисеи, выставлявшие себя ревнителями закона, обвинявшие Господа в том, что Он беседует с кающимися блудницами и мытарями, сами оказались в ловушке. Принеся монету, они показали, что используют эти деньги. Что они сами ежедневно прикасаются к еще большей нечистоте - к языческому религиозному изображению, на котором исповедуется языческая вера в необходимость воздавать божественное поклонение императору. У каждого из них, это было прекрасно известно слушателям Христа, было немало таких монет. 

Христос спросил фарисеев про монету: "чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему". 

Изумленным фарисеям ничего не оставалось, как только отступить от Господа. 

Толкователи Священного Писания говорят о том, какой нравственный урок каждый из нас должен извлечь из этого ответа Христа. Сейчас на деньгах не пишутся тексты, призывающие покланяться идолам. Но мы сами делаем идолов из денег. Они занимают в нашей душе место, которое должен занимать Бог. Мы стремимся к достатку. А заботимся ли о чистоте души? Читаем ли святоотеческие творения, в которых указывается путь к освобождению от греховных недугов? Стараемся ли следовать их советам? Переживаем при материальных утратах - пожар, потери, кражи, они сильно огорчают нас. А больше ли этого мы скорбим и плачем о своих грехах? Итак, мы должны давать лишь необходимое "кесарю" - нашим телесным потребностям, но не служить им, не делать из них идолов. Служить надо только Богу. Божие должно быть на первом месте. Само по себе прикосновение к деньгам с портретом императора и языческими надписями не сквернит верующего, если он не участвует в языческих ритуалах. Но когда материальное - будь то деньги, слава, карьера, здоровье, занимают в душе место Бога, тогда и происходит грех богоотступничества, идолопоклонства. Отдавать Божие Богу значит посвящать лучшие силы души на служение Ему, на молитву, духовное чтение, добрые дела. 

Как нам отдавать кесарю кесарево? Не считать, что наши обязанности по отношению к мужу, к работе, учебе, - к земным делам это что-то ненужное и даже богопротивное. Это тоже необходимо с усердием делать, но избегать при этом греха. Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: "Когда слышишь слово Спасителя: Отдавайте кесарево кесарю, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию, не есть уже дань кесарю, но дань и оброк диаволу".

Архимандрит Павел Груздев так говорил о богатстве, о том, стоит ли всю жизнь служить "кесарю" и забывать о Боге: "истинная радость происходит от чистой совести", "богачи бывают пресыщенны, но не насыщенны", "богатство есть школа тщеславия, жестокости, невежества и разврата. Слава Тебе, Господи, сроду не был богат, но и никому не завидую", "не на груды денег надейся, а на Бога". 

Толкование на Мк 12, 18-27:

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как ко Христу подошли саддукеи. Это были люди, которые не верили в воскресение мертвых. Они, желая доказать, что вера в жизнь после смерти абсурдна, привели, как считают толкователи, выдуманный ими самими карикатурный пример. 

В ветхозаветные времена существовал закон левирата. Поскольку сразу после грехопадения Господь дал Адаму и Еве надежду на то, что некогда родится Тот, Кто победит дьявола, Христос, то все люди, сохранившие истинную веру, желали иметь многочисленное потомство. Они считали, что Спаситель может стать их потомком и даровать им вечную жизнь. Умереть бездетным считалось величайшим проклятием. Из Писания известно об одной женщине, которая в муках умирала во время родов. Но вот, ей сказали: "у тебя родился младенец". Она умерла, исполненная счастья.

Закон левирата повелевал брату умершего взять себе его жену, если за время супружеской жизни женщина, оставшаяся вдовой, не смогла родить. Если в этом браке появлялся младенец, то он считался сыном скончавшегося. С одной стороны, закон кажется нам очень странным, но то были другие люди и другие времена. Одни порядки жизни для человека, когда он младенец, другие для юноши, третьи для того, кто уже впал в старческие немощи. И было бы нелепо требовать от тридцатилетнего всякий раз брать разрешение родителей на выход из дома. Так же и на разных этапах пути человека к Богу, Господь дает те правила, которые помогали бы людям не потерять веру, спасти душу.

Итак, саддукеи задали вопрос: "Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою". Фарисеи как бы сказали Христу: "раз пророк Моисей дал нам этот закон, то, очевидно, он сам не верил в воскресение мертвых, был как и мы". 

Господь ответил им: "этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь". А у евангелиста Луки мы читаем, что воскресшие люди будут "как сыны Божии" (Лк 20, 36). 

Саддукеи учили, что ни в одной из пяти Книг, данных Богом через пророка Моисея, не говорится о воскресении мертвых. Спаситель же приводит им слова, содержащиеся в одной из тех Книг: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых". Эти ветхозаветные праведники уже давно скончались, но из сказанного очевидно, для Бога они и сейчас живы. 

Заметим, что в прочих религиях представления о жизни будущего века чрезвычайно человеческие. К примеру, в одной из крупнейших мировых религий, рай - это место всевозможных плотских наслаждений: бесчисленные яства, множество девушек с пышными формами... В христианстве жизнь будущего века - что то непостижимое, загадка, к которой мы можем прикоснуться лишь отчасти. Многие делают из этого вывод, что это является неким подтверждением богооткровенности христианства. То есть того, что эта  религия не придумана людьми. 

Нам открыто о будущей вечной жизни только то, что важно для нас сейчас. Если наша душа научится жить любовью, будет прощать, то "не видел того глаз, не

слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Напротив, если мы будем эгоистичны и горды, святые отцы говорят нам о том, что даже самая тяжелая мука здесь, на земле, является лишь тенью будущих вечных страданий. 

Нам говорится о том, что Господь все делает для нашего спасения. Евангелие, жизнеописания святых отцов, открывают нам путь в Небесное Царство. В Церкви мы получаем Божию благодать, укрепляющую нас. Для описания того, что будет с человеком после смерти, используются некие образы, которые нам понятны. Апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор 13, 12-13). 

Ошибка саддукеев была в том, что они рассуждали о жизни вечной в категориях жизни земной, о жизни духовной, святой и бесстрастной как о жизни, подчиненной законам плоти. 

И в наше время есть немало учений, вводящих в заблуждение о том, что будет с нами после смерти. Христиане же несомненно верят в то, что умереть нам не удастся, хотя порой, возможно, и хотелось бы, чтобы это стало решением всех проблем. Бог бессмертен и человек, Его образ, тоже бессмертен. Бог Воскрес и мы воскреснем вслед за Ним. Как бесконечность несоизмеримо больше самого большого отрезка, так забота о душе, о вечной жизни, подготовка к ней, важнее всех земных забот.

И сейчас большинство людей относятся к смерти, к этому рубежу, который предстоит пройти всем нам, ошибочно. Некоторые, устав от земных скорбей, желают, чтобы смерть поскорее пришла. Таким преподобный Анатолий Оптинский говорил: "смерти ты желаешь потому, что, во-первых, не понимаешь, что такое смерть и что нас там ожидает. А во-вторых, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия". Архимандрит Павел (Груздев) наставлял: "никто не пожинает, если не посеял, никто не увенчивается, если не пострадал, без временной муки не избежишь вечной". Некоторые представляют, что смерть - самое большое зло. Тот же старец говорил: "смерть возносит к бессмертию". Известны такие слова преподобного Макария Оптинского: "боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), ибо Он «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)". 

Итак, правильно будет не безрассудно стремиться к тому, чтобы поскорее предстать перед Судом Божиим, и не откладывать всеми силами эту встречу. Время смерти определяет Бог. Нам же нужно готовиться к ней. "Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти", говорил архимандрит Павел (Груздев). Он же приводил такой стих: 

"Помирать — не миновать. 

Помни смертный час, 

помни трубный глас, 

помни Страшный суд, 

часто вспоминай и прекрасный Рай. 

Пока жив, спасайся, 

плачь, молись, смиряйся, 

время не теряй, 

будь готов и знай, 

что оставив свет, 

Богу дашь ответ".
Читать далее

10 февраля 2019. Неделя 37-я по Пятидесятнице. О Закхее. Евангельское чтение: Лк 19, 1-10.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

20 февраля 2019. Среда седмицы 39-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 24-31.

20.02.2019

19 февраля 2019. Вторник седмицы 39-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 14-23.

19.02.2019

18 февраля 2019. Понедельник седмицы 39-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 9-13.

18.02.2019

17 февраля 2019. Неделя о мытаре и фарисее. Евангельское чтение: Лк 18, 10-14.

17.02.2019

16 февраля 2019. Суббота седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 2-8.

16.02.2019

15 февраля 2019. Сретение Господне. Евангельское чтение: Лк 2, 22-40.

15.02.2019

14 февраля 2019 . Четверг седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 38-44.

14.02.2019

13 февраля 2019. Среда седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 28-44.

13.02.2019

12 февраля 2019. Вторник седмицы 38-й по Пятидесятнице. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Евангельское чтение: Мф 5, 14-19.

12.02.2019

11 февраля 2019. Понедельник седмицы 38-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 13-17, Мк 12, 18-27.

11.02.2019

10 февраля 2019. Неделя 37-я по Пятидесятнице. О Закхее. Евангельское чтение: Лк 19, 1-10.

10.02.2019

9 февраля 2019. Суббота седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 3-10.

09.02.2019

8 февраля 2019. Пятница седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.

08.02.2019

7 февраля 2019. Четверг седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

07.02.2019

6 февраля 2019. Среда седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

06.02.2019

5 февраля 2019. Вторник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

05.02.2019

4 февраля 2019. Понедельник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

04.02.2019

3 февраля 2019. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 35-43.

03.02.2019

2 февраля 2019. Суббота седмицы 36-й по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

02.02.2019

1 февраля 2019. Пятница седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 23-32.

01.02.2019

Монашество

Контакты