О монастыре

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Основатель Божедомского Покровского монастыря царь Михаил Фёдорович Романов (1596—1645). Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета)

В 1635 году он пожаловал на построение его землю, лежащую впустe за Земляным валом. По обыску воеводы Максима Лихарева и головы Елизара Бесeдного, всей этой земли оказалось 17 четвертей; на нее дана владeемая грамота. Нам неизвeстно, при царe Михаилe Феодоровичe началось построение этого монастыря; только достовeрно, что не прежде, как через двадцать лeт послe того, по указу царя Алексия Михайловича, он построен на комнатную его сумму и снабжен церковными утварями и другими потребностями, причислен к Московской епархии. В 1655 году, по просьбe Благовeщенского протопопа, Стефана, царь пожаловал Покровскому монастырю 6 десятин сeнных покосов под Симоновым монастырем в межe Крутицкого митрополита, да лугов Симонова монастыря, «в вeчное воспоминание по всeм православным христианам во вeки неподвижно». Не могло же быть без особенного побуждения основание этого нового монастыря в честь Покрова Божией Матери. Первым, вeроятно, было существование там издревле Божия, или Убогого дома, на который в праздник Покрова и в Семик совершалось крестное хождение из соборов и монастырей для отправления соборной панихиды над умершими насильственною, или внезапною смертию; другим к тому побуждением была память преставления родителя царя Михаила Феодоровича и дeда царя Алексия Михайловича,

Алексей Михайлович Тишайший (19 марта 1629 — 8 февраля 1676). В 1655 году Божедомский Покровский монастырь по указу Алексея Михайловича был причислен к Московской епархии

Патриарха Филарета Никитича, скончавшегося в самый праздник Покрова Божией Матери. С тeм вмeстe основанием нового Покровского монастыря, как бы воcстановлялся древний, бывший в Москвe при Иоаннe III. С 1680 по 1731 год св. обитель эта была приписана к Заиконоспасскому монастырю.

Сначала состояла она в Московской епархии, а с 1744 года, по именному указу, причислена к бывшей тогда Крутицкой епархии. Переведенная из Вяземского Предтечевского монастыря семинария сперва в Архиерейский Крутицкий дом, потом в 1751 г. в Покровский монастырь, дала этому божедомскому монастырю характер училищного. Когда Покровский монастырь снова приписан был к Московской епархии, семинария 1776 г. уничтожена, а семинаристы разосланы по тeм епархиям, к которым они принадлежали. Нынe он заштатный, т. е. не положенный в Духовных штатах 1764 года и довольствовавшийся только милостинною дачею по 300 р. асс. в год. Первым, извeстным нам игуменом Покровского монастыря, был Стефан, прежде протоиерей Благовeщенского собора, упомянутый в надписи напрестольного креста 7189 (1679) года и в вышеприведенной грамотe царя Алексия Михайловича.

Пользуясь описями в 1763 году лейбъ-гвардии Семеновского полка поручика Петра Свиньина и лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Федора Павлова, посмотрим, в каком видe и положении, за сто тому лeт, находился этот монастырь и какие в нем были здания.

Покровский Убогий монастырь

1) Соборная каменная, пятиглавая, во имя Всeх Святых, об одном престолe, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасe образа украшены были серебряными вeнцами и ризами, а нeкоторые жемчугом и драгоцeнными каменьями.

2) Церковь каменная Покрова Божией Матери, одноглавая, с придeлом св. Иоанна Дамаскина.

Колокольня каменная, шатровая, с осмью колоколами и с нeмецкими боевыми часами.

По описи 1763 г., в ризницe при церквах было однeх риз, или фелоней 45, в числe их парчевыя, изорбатныя, бархатныя, гвоздишныя, золотныя, пукетовыя, китайской парчи, объяринныя и штофныя, камчатныя, барбейраковыя, атласныя, грезетовыя. К ним были подризники, эпитрахили, набедреники, поручи, стихари, воздухи и пр. Нeкоторыя из этих утварей Царский вклад.

Тогда на правой сторонe, против церкви Покрова Божией Матери стояли деревянныя, одноэтажныя настоятельския келлии, на 6 саженях длиною и на 3 саженях шириною, крытыя тесом, при них келья холодная и кухня.

Братския кельи против св. ворот были каменныя, одноэтажныя, длиною на 20, шириною на 4 саженях, крытыя дранью; кромe того, двe братския кельи ветхия и еще деревянныя кельи с сeнями на 81/2 саженях в длину и на 51/2 в ширину. При них были разныя принадлежности.

Семинария помeщалась в двух-ярусном каменном здании с кухнею и погребом. Здание это, сооруженное по указу императрицы Елисаветы Петровны, длиною было 11 сажен с аршином, шириною 6 сажен и два аршина. Мeсто семинарии занято трапезою, монашествующими и другими службами.

Елизавета Петровна (1709-1761/62). Дочь Петра I и Екатерины I-й

Монастырь обнесен был каменною оградой, крытою тесом, с деревянными перекладами, мeрою в окружности 224 сажени; по углам ограды пять четвероугольных башен.

В таком видe представляется он на приложенном здeсь рисункe начала XVIII вeка.

При учреждении Духовных штатов, монастырем управлял игумен Варлаам, опредeленный по указу консистории Крутицкого архиерея, 1763 г. августа 16. Тогда находились там три иеромонаха и три иеродиакона; а теперь всeх монахов и послушников 50 человeк.

На содержание этого монастыря и монашествующих в 1763 году отпускалось жалованья 109 р. 42 коп., а хлeба ржи и овса по 44 четверти и 6 четвериков, с учреждением штатов, только 27 р. 77 копeек в год. Помeщенные здeсь два отставные солдата пользовались монашескою трапезой; за исправление должности сторожей им выдавалось жалованья по 336 копeек в год. Теперь, как заштатный, этот монастырь на своем пропитании.

К этому монастырю принадлежали четыре часовни;

1) подмонастырская с каменною палаткой, 2) в Китай-городe у Москворeцких ворот, с каменным строением, 3) в Таганкe деревянная, разстоянием от монастыря одна верста. От доброохотных дателей сии часовни приносили в 1763 году доходу в монастырь до 50 руб. асс. в год, 4) в первой Мeщанской улицe, у Креста, на лeвой сторонe, одна из трех часовен, между урочищами Серединкою и Крестовскою заставой; она каменная, в новом стилe, с кельею для часовника; с давних времен принадлежала Покровскому монастырю, она именуется Покровскою. В ней семь старинных мeстных икон с надписанием тропарей: Распятие с предстоящими, Спаситель и Божия Матерь, Покров Ея, Святители Николай и Филипп, Коронование Богоматери, Святая Троица.

Усердные богомольцы, на пути своем в Троицкую лавру, помолясь там в часовнях Предтечевской и Крестной, или Филипповской, останавливаются у Покровской призвать себe на помощь Божию Матерь, осeняющую вeрующих своим покровом. По указу Петра I,

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8 февраля) 1725 года)

декабря 13 1720 г., дана во владeние этой обители подмонастырская земля, мeрою в первом мeстe длиннику 420, поперечнику 550 саж., в другом 191/2 десятин и полполтрети десятины. Земля эта тогда отдавалась в наем по 80 р. в год.

При таких ограниченных средствах, обитель эта оскудeла, здания ее обветшали и требовали починки, только поддерживали ее кладбище и благочестивые вкладчики, которые способствовали к обновлению и украшению этого заштатного монастыря.

Ограда во многих мeстах разсeлась. В 1783 г, она была разобрана и не прежде, как через 16 лeт, возобновлена Московским купцем Мeщаниновым, который в 1799 году устроил в сeверо-западном углу монастыря каменную богадeльню на 12 человeк мужеского пола, а 1810 года г-жа Хлeбникова на Семеновской улицe

Покровский миссионерский монастырь. Вид богодельни для престарелых. 1904 г.

каменную богадeльню для женского пола. Таким образом, гдe было послeднее пристанище для убогих мертвых, там устроен приют для убогих живых.

Обветшавшия церкви Всeх Святых и Покрова Божией Матери были разобраны, одна в 1792 году, другая 1806 года. Посреди монастыря одноглавая каменная церковь в честь Всeх Святых, сооруженная иждивением Московского купца Диомида Мeщанинова, освящена Московским митрополитом Платоном, а придeлы ея: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери освящены были еще в 1772 году.

Иконостас Престола Пресвятой Богородицы Тихвинская Воскресенской церкви. Освящен в 1772 г. Фото 1882 г.

Иконостас Престола Воскресения Христова Воскресенского храма. Освящен в 1772 г. 1850-е гг. Покровский монастырь

Двух-этажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806, совершена в 1810 году, иждивением доброохотных дателей и старанием строителя Ионы.

Двух-этажная каменная церковь Покрова Божией Матери (в центре), совершена в 1810 году, справа церковь Воскресения Словущего освящена в 1772г. Покровский монастырь в Москве. 1882 г.

В верхнем ярусe по сторонам Покровского храма престол во имя св. Апостол Петра и Павла, устроенный Московским купцом Алексeевым, а по лeвую, в честь Святителя Николая; в нижнемъ: Святителя Ионы митрополита, св. Илариона великого и преподобного Нила Столобенского. Незадолго пред 1812 годом, вступил в управление монастырем строитель Иона, старец добрый, благочестивый и ревнительный к благолeпию дома Божия; его простодушная ласковость привлекала благочестивых вкладчиков и едва только стал он устроивать и украшать св. обитель, как наступила тяжкая година испытания для Москвы и для Покровского монастыря – 1812 год.

Иконостас правого придела Покровского храма в честь Апостолов Петра и Павла.

Покровский храм. Царские врата левого придела в честь Святителя Николая. 1850-е гг.

По возвращении своем в Москву из Вологды, (куда он отправился в 1812 году) 23 ноября того же года, Иона нашел св. обитель опустошенною и в ней девять братий. У настоятеля потребовалось от начальства примeрной смeты, сколько нужно суммы на возобновление сожженных зданий и на вспоможение братии. Представлена была смeта в 13.700 рублей. Девять же остававшихся и ограбленных братий объявили, что "они вспоможения не требуют". Неусыпными попечениями Ионы вскорe возобновлен был полуразрушенный монастырь; в 1814 и 1815 годах освящены архиепископом Августином воcстановленные храмы в память Всeх Святых, что нынe Словущего Воскресения и Тихвинския Божией Матери. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом.

Вcкорe послe 1812 года, началось в этом монастырe богослужение, явились благочестивые вкладчики, которые содeйствовали трудам настоятеля своими пожертвованиями для благолeпия дома Пресвятой Богородицы. Вылит был на их иждивение большой колокол, который в 1833 году возвeстил монастырю о кончинe доброго его пастыря Ионы.

Рвение к устроению и благолeпию св. обители наслeдовал преемник о. Ионы Амвросий. Он заботился не только о внeшнем благоустройствe, но и о приведении в лучший порядок церковного богослужения, по чиноположению общежительных монастырей, которое и донынe поддерживается в этом монастырe. Он не мало оставил в нем памятников своей дeятельности. Его старанием, вмeсто старой ограды монастырской, простиравшейся на 320 сажен, сооружена новая, гораздо выше прежней, с осмью башнями и переходами, на 302 сажени; кромe того, выстроены: настоятельский

Братский корпус. Фото 1904 г. Покровский монастырь

двух-этажный и такой же братский корпусы; к трапезному пристроены 14 келлий, у восточных ворот конный, рабочий двор с конюшнею, сараями и кладовыми, с помeщением для рабочих и пять келлий братских. При нем начато распространение Воскресенской церкви, которую доканчивал уже преемник его Иоанафан. В течении шести лeт его управления, довольно времени отнимала у него болeзнь.

Между тeм соборная церковь оказалась тeсною; тогда искусным архитектором Быковским сооружена обширнeйшая о пяти куполах, вмeстившая в себe часть старой, в послeдствии разобранной: в срединe ея, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками,

Росписи Воскресенского храма. 1850-е гг. Покровский монастырь

также и восточная стeна главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые бeлою жестью и увeнчанные вызолочеными крестами. Кругом средняго трибуна под сводами храма помeщена ризница, освeщаемая окнами из боковых куполов.

Стройное и величественное это здание в Романском стилe, подходящем к Греческому; орнаменты внeшних его стeн, окон, дверей и куполов во вкусe того же стиля. Внутренность собора соотвeтствует самой внeшности. От главного храма, или так называемого корабля, под куполом трибуна отдeляются легкими арками на столпах два придeльные престола. В средней части престол в честь Воскресения Христова, сeверный, во имя Тихвинской Божией Матери, южный, в память св. Мученицы Александры, празднуемой 6 ноября. Три части храма, три его отдeления, три престола и три входа выражают символическую его тройственность. С простором в храмe соединено полное его освeщение из стeнных окон и трибуна, с разнообразием частей гармоническое единство цeлого, проявляющее идею храма. Поставленные на трехстепенной солеe алтарные иконостасы главного и придeльных престолов украшены искусною рeзьбою с богатою позолотой; одни образа в них старинные Греческого стиля из прежняго иконостаса, другие вновь написаны в Фряжском пошибe. Из них особенно замeчательна роскошно украшенная древняя и досточтимая икона Тихвинской Божией Матери. Главный алтарь, хотя и не обширный, отличается своим великолeпием, его иконостас в пять ярусов. Свод над престолом в видe сeни покоится на шести столпах, под мрамор, которыми с той и другой стороны отдeляется южное и сeверное предалтария. На стeнах и сводах алтаря, храма и трапезы олицетворены дeяния из земной жизни Спасителя и лики Святых опытною кистию Артари, Мягкова и Tивейского. В приличных мeстах соотвeтственныя изречения св. Писания начертаны церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным. К пространной и свeтлой трапезe примыкает помeстительный притвор храма.

Другая церковь на восток, позади первой, двухъярусная, одноглавая с тремя полукруглыми выступами на восток; она стоит на мeстe прежней Покровской, строенной на царское иждивение; начата сооружением в 1806 году и окончена в 1814 году. Здeсь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой сторонe св. Апостолов Петра и Павла, на лeвой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам придeлы во имя преподобных Илариона великого и Нила Столобенского. Таким образом церкви этой обители вмeщают в себe, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов.

Иконостас верхнего храма в честь Покрова Божией Матери. 1850-е гг..

Колокольня монастыря. Фото 1905 г. Взорвана в 1926 г.

Трехъярусная колокольня на восток построена 1799 года, в Нeмецком стилe, вышиною со шпилем и крестом 15 сажен. В ней замeчательны старые колокола, литые славным в свое время мастером Слизовым, как видно из слeдующих надписей на полилейном: «1750 году марта 28 день вылит се колокол во обитель Покрова Престыя Бцы, что при Москвe на убогих домeх, при державe благочестивeйшия и самодержавнeйшия великия гдрни императрицы Елисаветы Петровны, самодержцы всероссиской и при наследнике ея внука Петра первого благовeрном гдре и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его благовeрной гдрне и великой кнгне Екатерине Алексeевне, вкладом бывшего того мнтря строителя иеромонаха Силы впред для поминовения; весу в нем 130 пуд, лил мастер Констентин Михайлов снъ Слизов». На будничном: «1747 году апреля 12 дня вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятые Бцы, что на убогом дому, старанием строителя иеромонаха Силы; вкладчика Данилы Яковлева сна Земсково и протчих христолюбивых дателeй, вeсу 66 пуд, 27 ф. лил мастер Костантин Михайлов снъ Слизов».

По правую сторону от входа в монастырь двухэтажныя каменныя покои настоятельские, а по лeвую братския келии. В первых бывают заупокойныя трапезы об усопших, положенных на монастырском кладбищe; зала нижняго этажа украшена собранием гравированных и литографированных видов русских монастырей, между которыми есть довольно рeдкие, а в верхнем этажe собрание гравированных и литографированных портретов Российских архиереев.

Церкви и колокольня, сооруженная в одном стилe, представляют нам этот старинный монастырь совершенно новым и красивым.

Читать далее

Некрополь Покровского монастыря

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

До сооружения монастыря

Самое название Покровского монастыря Божедомским вызывает нас предварить историческое его описание кратким обозрeнием Убогих домов, на мeстe которых он поставлен в Москвe, и замeчаниями о самом празднике Покрова Божией Матери, которому он посвящен, тeм болeе, что то и другое находится в связи с историей монастыря и Москвы, как в гражданском так и в церковном отношении.

Убогий дом

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.

Покров Пресвятой Богородицы

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Некрополь Покровского монастыря

Церкви с западной стороны окружены кладбищем, содержимом в надлежащем порядкe. Могилы усопших здeсь на Божией нивe, под покровом Божией Матери и под сeнию креста.

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич), Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич), Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев), Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович), Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович), Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)), Монах Мефодий (Михаил Ласкин), Аксенов Иван Малахиевич, Фока Карпович Шнырук, Хохлов Григорий Филиппович, Барабушкин Павел Николаевич, Воробьев Федор Иванович, Вовк Петр Иванович, Горбунов Иван Иванович

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников».

Важные события обители до 1872 г.

История сего монастыря не обильна событиями; из них, как мы видeли, особенно важны в ней: 1) обращение Убогого дома в царский комнатный монастырь, 2) Причисление его, то к Крутицкой, то к Московской епархии и 3) назначение его из божедомского в училищный.

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Возрождение монастыря. 1995 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить здесь Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной).

Первое посещение Покровской обители Святейшим Патриархом Алексием II

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь. 13 октября 1996 г.

Лития на могиле блаженной старицы Матроны

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. Даниловское кладбище. 4 марта 1998 года

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Великое освящение Покровского храма

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровского храма Покровского ставропигиального женского монастыря. 1998 г.

Возведение монахини Феофании в сан игумении

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.

Великое освящение крестов

Великое освящение крестов Воскресенского и Покровского храмов совершил Святейший Патриарх Алексий II. Покровский женский монастырь. 4 апреля 1998 г.

Перенесение мощей блаженной старицы Матроны

30 апреля 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых...» было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

Встреча иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Игумения Феофания с сестрами встречают икону Божией Матери «Взыскание погибших». Икона была написана примерно в 1915 году.

Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре. 1998 г.

Первый молебен на подворье в селе Марково

Первый молебен на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября 1998 г.

Канонизация св. прав. блж. Матроны Московской

2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых.

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты