ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ДЕСНИЦА

Десница блаженной царицы Феофании († ок. 893—894). Вклад в Покровский женский монастырь греческого митрополита Пантелеимона Верейского. 2 августа 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ХРАМЫ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Воскресения Словущего. 27 мая 2008 г. Фото: Виктор Корнюшин


ВСТРЕЧА МОЩЕЙ

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Моление св. блж. Матроны перед образом Пресвятой Богородицы о спасении России. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

Главная  /  Монашество и сегодня, и в прошлом, и в будущем – это самая большая сила в Церкви
22/09/2013

Монашество и сегодня, и в прошлом, и в будущем – это самая большая сила в Церкви

 

 

Прошло уже два года с тех пор, как в древнем сербском монастыре Жича состоялся международный симпозиум, посвященный проблемам женского монашества, но выдающийся уровень этого богословского форума, глубина осмысления заявленной темы заставляют вновь и вновь обращаться к его материалам. В преддверии конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность», которая начнется в ближайшие дни в Троице-Сергиевой лавре, мы хотим напомнить некоторые высказывания участников симпозиума в Жиче. В живом слове современных опытных наставников монашества можно расслышать и ответ на вопросы и затруднения, которые волновали многочисленных участников обсуждения проекта Положения о монастырях и монашестве.

«Монашество и сегодня, и в прошлом, и в будущем – это самая большая сила в Церкви. В монашестве воспитаны самые великие христианские умы, которые наилучшим образом объяснили и истолковали истину. Они объяснили ее, будучи вдохновлены свыше; им истина была ближе, чем остальным. Их толкование, их слово было словом Духа Святаго, и поэтому оно не теряет своего значения на протяжении всей истории Церкви... Монашество сейчас проходит через многие и великие искушения. Одна из самых главных проблем сегодня – это проблема семьи. Семья перестала воспитывать монахов, давать обществу монахов, как это было прежде. Конечно, есть люди, которые любят и уважают монашескую жизнь, но очень мало тех, которые вдохновляются, воодушевляются принять такой образ жизни. В наше время это действительно совсем нелегко. Пойти в монастырь, принять монашескую жизнь – это революция в личности, это победа, которая равняется величайшим победам в истории. Это победа над самим собой. Но... всегда будут рождаться души, жаждущие и алчущие истины, Бога, пищи Божией. А монашество этот голод, эту жажду может удовлетворить, оно для этого и существует».

Святейший Патриарх Сербский Ириней.

Из Приветственного слова участникам симпозиума


Чем больше кто-то чужд этому миру, тем больше он может этому миру помочь


Монашеская жизнь представляет для всей Церкви единственное мерило жизни любого христианина. Это указывает на первый значимый вклад монашества в пастырскую деятельность Церкви. Церковь, по сути, руководится монашеским образом мыслей. Не будем забывать, что пост и почти вся совокупность литургической жизни Церкви основывается на твердом фундаменте монашеского предания. Этим преданием Церковь вдохновлялась, она его возлюбила, усвоила его, питалась им в истории, с его помощью творила и плодоносила. Следовательно, само существование монастырей представляет собой существенный пастырский вклад в жизнь нашей Церкви.

Второе. Жизнь верующих обретает поддержку благодаря молитвам монахов. ...Там, где увещания и советы духовных отцов, человеческие усилия не приносят никакого результата, там молитва Церкви, молитва иноческого чина, который непрерывно предстоит перед Богом, молитвы подвизающихся монахов могут принести результат в жизни всей Церкви и каждого верующего в отдельности. Церковь управляется больше молитвой, чем словом и проповедью, покой она подает в большей степени через молитву монахов, чем через слова даже самых талантливых учителей.

...Третий элемент монашеского образа жизни... — это безмолвие и тишина монастырей... В мире, в котором царят большая поспешность, сильное беспокойство, конкуренция, многие заботы, неконтролируемые стрессы, неуверенность в завтрашнем дне, — атмосфера монастыря, где все происходит в свое время, по уже заведенному порядку, где нежность безмолвия и диалект молчания представляют собой природный и размеренный язык жизни; где беспопечительная жизнь, свободная от ненужной информации и бессмысленных стремлений, представляет собой величайшее постоянство; где конкуренция, стресс и неуверенность – неизвестные выражения в повседневном лексиконе; где царит закон, что абсолютно необходимы не столько материальные и тленные блага, сколько лишь духовное и истинное присутствие Бога; где чаяние Царствия Божия — это главное дело жизни; итак, в том времени и мире, в котором мы живем, всего лишь одно посещение монастыря перераспределяет жизненные ориентиры...

Четвертое. По преданию, монастыри отличаются добровольной нищетой, скромностью и простотой жизни. Это предание, правда, несколько поколебалось в наше время, но там, где оно существует, оно дает лучший ответ всем заблуждениям гиперпотребления и гедонистического материализма. Это неоценимое богатство в монашеской жизни, которое ни в коем случае не должно исчезнуть. Узкие и низкие двери келий, недостаток света и мирских удобств, прочная связь с природой и естественными нравами, отсутствие мирского разнообразия одежд, цвета и предметов, ограниченное число слов, улыбок, бурных излияний радости и других чувств, скудость разнообразия во всей монашеской жизни, всегда один и тот же порядок действий — определяют рамки жизни очень тонкой, исключительно далекой от воздействия на чувства... Поэтому каждое посещение монастыря... доставляет человеку редкий отдых и душевную опору: безмолвие чувств пробуждает внутренние движения души...

Пятое. Монашеская жизнь основывается на отречении от мира и потому представляет собой отречение от природы ради достижения того, что находится превыше природы. Другими словами, монашество содержит в себе глубокие элементы высшего героизма, подлинной, истинной жизни. Настоящий монах... выражает то, что приобрел сам ценой своего личного призвания, жизни и опыта... Жизнь в монастыре — это поучение не словами, а делом... Вследствие этого последовательный монах всегда целостен, уравновешен и свободен... Он знает тайны человеческой души, действие страстей и образ действия благодати Божией, тайны и трудности духовного пути. Монах – это тот, кто сам страдал и многому научился. Это лучший психолог, он понимает немощного, враждующего, скорбящего, трудящегося и изнемогающего, голодного и жаждущего, изгнанного и несправедливо обиженного. Разве это не пастырская деятельность?..

Классическое церковное пастырствование обычно основывается на знании обычаев времени и современного мира, и соответственно, на очень хорошей информированности. Напротив, монашеское пастырство может черпать свою силу не из повседневной жизни и ее особенностей, а из своей уже проверенной вневременности, из своего качественного отличия от этой жизни. Другими словами, чем больше кто-то чужд этому миру, тем больше он может этому миру помочь.

...Монастыри могли бы рождать культуру и быть очагами культуры и они это должны делать.

Наше время испытывает нужду в достоверности, безмолвии, скромности, молитве, примерах жизни, чтобы принять истину. ...Мир не доверит отношения с Богом религиозным схемам, которые не имеют храбрости, решительности, мистической силы. Миру это не нужно. Нужна только истина, чтобы она изнутри была убедительна, поэтому мир по необходимости будет обращаться к монастырям, этой последней надежде.

Всё указывает на то, что пастырская деятельность по мере того, как история человечества приближается к последнему дню, в будущем все больше будет осуществляться монахами и монахинями. Следуя своему монашескому призванию, они должны будут столкнуться с воплем мира, желающим хоть малого утешения, руководства и истины. Это явление уже заметно на Западе, где находятся замечательные монастыри — старца Ефрема в Америке, отца Софрония в Эссексе, в Англии, отца Плакиды и отца Илии во Франции и т.д.


Из доклада Высокопреосвященнейшего Николая,

митрополита Месогеи и Лавреотики



Синодальный отдел по монастырям и монашеству

 

 
   
   
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

Нательный крест, с которым была похоронена блаженная Матрона


ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Храм Воскресения Словущего. Иконостас главного алтаря освященного в честь Воскресения Христова. 1850-е гг. Покровский монастырь


ЧАСТИЦА МОЩЕЙ

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Вклад в Покровский монастырь настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии. 1 августа 2010 г.


ЧУДОТВОРЕНИЯ

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием