ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ВСТРЕЧА МОЩЕЙ

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.


НЕКРОПОЛЬ

Часовня-усыпальница Хлудовых


Колокольня

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за освящением закладного камня новой монастырской колокольни на месте разрушенной. 2 мая 1999 г.


ДЕСНИЦА

Десница блаженной царицы Феофании († ок. 893—894). Вклад в Покровский женский монастырь греческого митрополита Пантелеимона Верейского. 2 августа 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

27 января 2018 года. Суббота седмицы 34-й по Пятидесятнице.

Евангельское чтение: Лк 18, 2-8.

В cегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Господь наставлял своих учеников "о том, что должно всегда молиться и не унывать". Часто Господь как будто и не слышит нас. Иногда потому, что просимое не полезно, иногда потому, что мы не знаем замысла Божия, который разрешит ситуацию лучше, чем мы предполагаем. Любовь Божия к нам не безумна. Давать нам здоровье, благополучие, если это вредно для нашей души, Господь не будет. Он все устраивает с точки зрения вечности. Чтобы ценой нашего сиюминутного счастья не стали вечные страдания. Потому всегда следует добавлять в конце молитвы: "да будет воля Твоя". Но иногда мы просим о казалось бы бесспорно хорошем, например освободить нас от греховной страсти. А Господь как будто и не слышит нас. По мнению святых отцов, толкователей притчи, в сегодняшнем отрывке из Евангелия такие люди и должны находить утешение. С верой продолжать молиться, но не между прочим, а, уделяя правилу и определенное время и силы. Хоть дьявол и внушает нам помыслы неверия, ропота, отчаяния, самооправдания, этот подвиг нам необходим, через такую борьбу мы спасаемся.

Подвижники благочестия часто приводят в пример житие преподобного Павла Послушливого - ученика преподобного Антония Великого. Старец дал ему кружку воды и сказал каждый день ходить и поливать из нее палку, воткнутую в песок посреди пустыни. Вода была далеко, путь под палящим солнцем занимал почти весь день. И приносилась всего кружка воды. Но через два года палка расцвела и стала плодоносить. Вот плод послушания, говорил преподобный Антоний Великий. Некоторые опытные в духовной жизни люди замечали про послушника: "Да, палку-то поливал. А внутри-то какая буря была"! Чтобы у нас появился плод духовный, мы, лишенные Евангельских добродетелей, должны проявить веру, молиться и не унывать.
Далее Господь приводит в пример притчу. Одна вдова долго просила защиты от соперника у лишенного всякого стыда неправедного судьи, и в итоге судья исполнил ее прошение, лишь бы она оставила его в покое. "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре", слышим мы слова Господа. Кроме буквального смысла - что Бога мы не раздражаем непрестанной молитвой, но наоборот, она приятна Ему, есть еще и глубокий духовный смысл этой притчи.
Вдова это образ души, лишившейся Господа. Соперник - дьявол. Тот, кто все время соперничает с Богом. Кто желает погубить и нашу душу и души всех наших близких, всех людей

А неправедный судья это чей образ? Господа Бога. Тут все очень понятно. Конечно Бог неправедный. В каком смысле? Если бы Он судил нас по правде, мы все давно должны были бы быть ввержены в геену огненную. А Он, вися на Кресте, распростер руки и призывает нас к Себе. Потому преподобный Исаак Сирин говорил: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих, человек, делах». Потому только и имеем мы надежду на покаяние, на преображение, на спасение, о чем и будем молить Бога и не унывать.



28 января 2018 года. Неделя о мытаре и фарисее. Евангельское чтение: Лк 18, 10-14.

Сегодняшний воскресный день газывается "Неделя о мытаре и фарисее". С сегодняшнего дня в храме начинают звучать покаянные молитвы первой подготовительной недели перед Великим постом. В подвиг Великого поста нам следует входить постепенно. Поэтому характер службы только немного начинает изменяться. На Всенощном бдении поется коленопреклоненное песнопение "Покаяния отверзи ми двери", а на литургии читается Евангельское повествование о мытаре и фарисее.

"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь". Фарисеи считали, что Богу угодны те люди, которые исполняют внешние дела благочестия - постятся, регулярно посещают храм, блюдут букву Закона. В этом спасение, считали они. А о чистоте души, делах любви, неосуждении, они не заботились. Апостол Павел так описывает их: «Люди самолюбивые, сребролюбивые, гордые, надменные, злоречивые, имеющие вид благочестия, силы же его отвергшиеся» (Тим. 3:2-5).

Фарисей самодовольно встал в передней части храма и обратился к Богу так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю". Все свои добродетели, пусть и только кажущиеся, фарисей приписывает себе, но не Богу.
Мытари это те, кого ненавидели иудеи. Они собирали с богоизбранного народа налоги в пользу римских оккупантов. Не жалели и бедняков, забирая у тех последнее. Кроме того, они брали лишнее чтобы обогатиться самим. Презрительное отношение окружающих и собственная совесть обличали мытаря. Он понимал, что по справедливости должен быть осужден, надеяться остаётся только на милосердие Божие. Потому "стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику"!
Господь заключает притчу словами: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

Фарисейство свойственно каждому из нас. Себя мы оправдываем, ближних осуждаем, мы высокого мнения о себе. Внешнее исполнение закона гораздо важнее для нас внимательной духовной жизни, заботы о чистоте помыслов. Нередко люди переживают, можно ли причащаться - вчера съела конфет или рыбу. А о том, что вчера ругались, не помогли кому-то, искренно переживают не многие. Молитвенное правило вычитано все и человек идет к причастию, а молился ли, или ни минуты не обращался к Богу ни дома ни во время богослужения? «Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь», говорил архимандрит Павел (Груздев).

Добродетель совершаемая втайне часто непонятна нам. Фарисей тешит самолюбие, а мытарь в покаянии наоборот испытывает к себе неприязнь. Фарисей делает добрые дела для себя - у него повышается самооценка, уверенность в своём спасении, он чувствует себя учителем, который вправе судить других. Но основа по настоящему добрых дел это чувство противоположное - самопожертвование. По сути, фарисей сделал из себя кумира. Через внешне добрые дела он удаляется от Бога, а не приходит к Нему, как должно было бы быть. Он не ощущает все более нужды в Спасителе, но чувствует себя спасенным.

Многие толкователи церковных правил объясняют, что на предстоящей неделе не будет поста в среду и пятницу именно поэтому. В воспоминание того, что пост - не самоцель, а спасительное средство, данное нам Богом. Средство, помогающие увидеть свои грехи и прибегнуть в покаянии к благодати Божией, исцеляющей нас.

Вчера на литургии читалось Евангелие, в котором Господь указывает нам на необходимость непрестанно обращаться к Нему в молитве. Была прочитана притча о неправедном судье, который заступился за вдовицу, чтобы та оставила его в покое. В этом неправедном судье некоторые толкователи видят образ Господа. Ведь если бы Бог был справедлив к нам, мы давно оказались бы на дне ада. А из сегодняшнего Евангельского повествования мы узнаем о том, что для того, чтобы получить от Господа оставление наших грехов, мы сами должны себя осудить. Чем больше мы себя праведно осудим, тем более несправедливым будет суд над нами. Тем большее оправдание мы получим.

Какой урок нам следует извлечь из повествования о мытаре и фарисее? Не соблюдать больше дел внешнего благочестия, считать что пост, посещение храма - что то маловажное? Господь говорит об этом так: "сие надлежало делать, и того не осталять" (Лк 11, 42). Одно не должно делаться за счет другого. Нельзя отклоняться от правильного пути ни в право (как фарисей), ни влево (как мытарь до покаяния). В предстоящие дни Великого поста наша задача состоит в том, чтобы мы прозрели, подобно мытарю, от своей фарисейской гордости. "Слепота наша в том, что считаем себя зрячими: слишком горды мы. Мы все видим, все переживаем, только не видим греха своего, и оттого слепы, и грех остается в нас!", говорил святой праведный Алексий Мечев.



26 января 2018 года. Пятница седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 1-8.

В cегодняшнем Евангелии мы читаем о бедствиях, которые Господь предсказал Иерусалиму. Городу и народу, живущему в нем, который так и не узнал во Христе Бога. Большинство жителей которого отвергло Его. "Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне". Эти слова вскоре сбылись. Разрушение Иерусалима произошло всего через несколько десятков лет после Христова Воскресения.

Апостолы, слушавшие слова Спасителя о грядущих бедах, думали, что во время предстоящих разрушений случится конец света. Потому Христос, отвечая им, когда ждать наступления этих страшных событий, говорит не только о разорении Иерусалима, но и о последних временах. "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят".

Дьявол лукав. Как правило, он не будет представать перед нами в виде страшного беса. Тот кто желает поймать рыбу не станет бегать за ней по водоему. Чтобы ее поймать ее надо обмануть, предложить наживку.

К людям дьявол приступает так же, как и к прародителям - Адаму и Еве, - в виде нашего доброго советчика. Им он сказал - "ничего страшного не будет, если ослушаетесь Бога. Наоборот, вы быстро и без труда сами станете равными Ему". Обольстил их, указав на красоту плода древа познания, на его, должно быть сладкий вкус. А после грехопадения люди потеряли Бога и райскую жизнь, впали в рабство сатане. В мир пришли болезни, страдания и смерть.

Каждого из нас дьявол старается погубить, к каждому он приступает много раз в день, но мы этого совершенно не замечаем и не боимся. Нас пугают явные случаи беснования. Например, когда в храме хрупкая девушка проявляет невероятную силу и кричит громким басом, а с ней не могут справиться несколько мужчин. Сталкиваясь с подобными ситуациями, в которых бесы явно проявляют свою злобу в мире, мы устрашаемся. Мы боимся плохих примет, но не придаем значения самому главному, самому страшному. Тому, что мы привыкли слушать советы дьявола, когда он внушает нам свои мысли, представляясь нашим добрым помощником - "устал, посплю в воскресенье, в храм обязательно в другой раз схожу", "нет сил помолиться", "посмотрю непристойный фильм, мне же только узнать о чем он", "этому человеку я сейчас покажу! Может это и грех, но не страшный", "схожу к колдунам, они же молитвы читают, значит от Бога" - а если бы неприкрыто к дьяволу обращались, кто бы к ним пришел? Блудные, нечистые мысли, слова, взгляды, лукавство, воровство, немилосердие, эгоизм, превозношение, - все это и многое другое, несомненно, предлагает нам дьявол, и мы даём ему власть над собой когда соглашаемся, принимаем эти мысли. Сколькими его сетями мы опутаны. Часто сами того не осознавая, мы творим похоти человекоубийцы, а Бога, распявшегося за нас, предаем. Но пока мы живы, мы можем и должны регулярно приступать к Господу в церковных таинствах, оживляющих нас. Станем внимать словам Христа и беречься от дьявольской лести. Ведь человек, который был нерадив всю жизнь, как сможет противостоять лести сатаны во времена пришествия антихриста, если доживет до тех пор. Или какими мы предстанем перед Богом, как сможем очистить душу от страстей перед своей смертью, когда силы наши будут уже оставлять нас?



25 января 2018 года . Четверг седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 38-44.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем повествование о том, как однажды Господь находился во дворе Иерусалимского храма. Там стояла церковная сокровищница, в которую многие клали пожертвования. Богатые часто жертвовали крупные суммы денег. Но Христос обратил внимание на неприметную вдову, которая опустила в церковную кружку две лепты. Евангелист Марк говорит, что эта сумма равнялась одному кодранту, что составляло половину копейки. "Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое".

Вдовица дала жертву из любви к Богу, только любовь может забывать о себе. Остальные жертвовали из самолюбия. Подобное настроение часто встречается и сейчас среди приходящих в храм. Пришли, поставили свечи, подали записки. Сделали это для того, чтобы нам сопутствовал успех. Думаем, что этим угодим Господу и Он нам воздаст. Богу наши пожертвования не нужны, Он Вседержитель, мы ничем не сможем Его обогатить. Ему служат ангельские воинства. Еще в Ветхом Завете были сказаны слова Божии, обращенные к грешным людям, приносящим жертвы: "Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня". (Пс 49, 8-14).

Господу важно, чтобы в сердце человека появилась любовь. Для того нам и дано - кому больше, кому меньше сил, способностей, денег, знаний, времени. Делясь этим, мы освящаем свою душу, учимся любви, притесняем свои эгоистические стремления.

В Священном Писании Ветхого Завета говорится и о другой вдове, пожертвовавшей всем ради пророка Илии: "у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем", сказала она, а потом принесла все это в дар пророку. Обе вдовы принесли в дар Богу все, что у них было, так проявила себя их любовь к Нему. Они уподобились Самому Господу, который так возлюбил людей, что отдал Себя за них на смерть: «Никто не отнимает у Меня жизнь, Я Сам отдаю ее» (Ин. 10, 18), сказал Он. После рассказа о вдове, о жертве человеческой, являющейся следствием любви человека к Богу, в Евангелии от Марка говорится о Жертве Божией, явившейся проявлением Его любви к нам. Начинается повествование о Крестных Страданиях Спасителя.

Как же человеку возможно проявить любовь к Богу? Сегодняшнее чтение напоминает нам, что любить Бога и не любить людей, окружающих нас, невозможно. Господь ответил законнику, к чему призывает человека Священное Писание: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей этих заповеди нет". Заповеди о любви к Богу и к ближним подобны. Бог так любит каждого человека, что предал Себя за него на смерть на Кресте. Потому, делая добро ближним, которые Господу так дороги, мы делаем добро Самому Богу. Утешить, простить, потерпеть недостатки другого, - оказать милость может каждый.

Архимандрит Павел (Груздев) рассказывал такой стих:

<<В убогой келье одинокой,

На хладных каменных плитах,

В тиши обители далёкой,

Молился пламенно монах.

Просил у Господа прощенья,

Самоотверженности, сил,

Чтоб побороть те искушенья,

Что он с трудом переносил.

На нём лежало послушанье,

Пришельцев, бедняков кормить,

Но к ним святого состраданья

Не мог в душе он породить.

Был полдень, в келье одинокой

Вдруг Свет лучистый осиял,

И уголок молитвы скромной

Лучею теплою обдал.

И инок увидал в смятеньи

Христа в хитоне пред собой,

Он пал на землю в восхищеньи,

Был полон радости святой.

То был Господь не в час страданья,

Не в час распятья на Кресте,

Не в час молитвы Гефсиманской

С следами крови на лице.

То был Господь, когда полями

На Пасху в град Иерусалим

Спокойно шёл с учениками,

С толпой, грядущею за Ним.

Из глубины души смиренной

В восторге инок возгласил:

"Кто ж я, что Ты, Господь вселенной,

Меня сегодня посетил?"

Тут звон внезапные страданья

В душе монаха возбудил, -

Уже идти на послушанье!

Оставить Господа нет сил...

И он пошёл туда, где ждали

Те, кто так часто голодал,

Кого мученья так терзали,

Что запах хлеба убивал.

Им ныне монастырь казался

Звездою райскою златой,

И хлеб, что щедро раздавался,

Казался трапезой святой.

Окончив инок послушанье,

Обратно в келию спешит,

В душе тревога, ожиданье,

И сердце трепетно стучит.

Ушёл ли Гость неоцененный,

Иль ждёт его Он может быть?

С надеждой тайною святою,

Спешит он дверь приотворить.

И что же? Дивное виденье

Он снова в келье увидал,

И оправдалось ожиданье,

Господь опять пред ним стоял!

И глас Божественный раздался:

"Зачем ты возроптал тогда?

А если б в келье ты остался,

то Я ушёл бы навсегда">>



24 января 2018 года. Среда седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 28-44.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим: "Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его".

Описанное событие имело место в Великий Вторник, во вторник той недели, на которой Спаситель претерпел крестные страдания и вкусил смерть нашего ради спасения. За несколько дней до этого Он находился в иерусалимском храме и там учил народ. Книжники и фарисеи, видя Его дивные чудеса, наблюдая толпы народа, следовавшие за Ним, бывшие свидетелями Его торжественного Входа в Иерусалим, понимали, что не успевают сделать ничего. Если срочно не предпринять какие-то меры, весь народ оставит их как религиозных учителей, и последует за Иисусом.

И вот, один из книжников, пытаясь расставить Господу ловушку, уловить Его в слове, выставить Его напоказ как человека малограмотного в вопросах толкования Священного Писания, приступил к Нему с вопросом. Он, как повествует евангелист Матфей, "искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?"

Коварство состояло в том, что Ветхий Завет содержал множество заповедей. В пяти Книгах, написанных пророком Моисеем, которые и составляли основу ветхозаветных постановлений, содержится 613 мицвот - религиозных предписаний, заповедей. Немало заповедей содержится и в других Книгах Священного Писания. Со временем они дополнились многими преданиями старцев (религиозных учителей). Нарушить хоть одну заповедь означало подпасть проклятию. "Ходить перед Богом" означало соблюдать все предписания.

Итак, книжник задает вопрос, ответить на который не мог ни один религиозный учитель. Любой ответ на этот вопрос можно легко оспорить, считал он, и, тем самым указать всем на религиозную невежественность Иисуса. Как понять, какая из всего множества заповедей самая главная? Спаситель сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".

Предшествовавшие ответы Господа на каверзные вопросы законоучителей и этот ответ окончательно показали фарисеям, что, желая уловить Христа в слове и отвести от Него народ, они только являют всем Его премудрость, а уловляют сами себя. Казалось бы, они видели чудеса, каких никто никогда не творил, убедились, что учение Спасителя превышает всякую человеческую премудрость и ни в чем не противоречит Священному Писанию, а лишь дивно раскрывает Его смысл, но только немногие из них уверовали. Большинство из народа, почитавшего Господа в те дни, всего через два дня с ожесточением кричали, смотря на жестко избитого Иисуса: "распни Его!" Все ждали от Господа земного благополучия и могущества, а Он пришел, чтобы исцелить души от грехов и тем самым дать вечную жизнь с Богом.

Исполняем ли мы главную заповедь?? Имеем ли мы любовь к Богу? Ответить "да" сможет только невнимательный к себе человек. Любовь ставит предмет, на который она направлена, на первое место. Но ради материального благополучия, здоровья, успеха, мы готовы сделать очень многое. В духовной же жизни наши старания невелики. Мы не знаем толкование Священного Писания и молитв, редко молимся со вниманием, не знаем учения святых отцов о спасении души, у нас много грехов, которые мы повторяем ежедневно, большой беды в том не видим. Если заболит зуб, мы незамедлительно обратимся к врачу. А болезни души - раздражительность, нечистые помыслы, и многие другие, мы не врачуем в церковных таинствах, не принимаем лекарства от них - пост и молитву, не стараемся исцелиться, исправиться.

Если бы знали, что смертельно больны и промедление в посещении врача до завтра может стоить нам жизни, срочно побежали бы, полетели бы хоть в другую страну. А о регулярной исповеди не заботимся, откладываем внимательную духовную жизнь "на потом".

Сегодня мы совершаем память преподобного Михаила Клопского, Христа ради юродивого. Будучи княжеского рода, родственником Великого князя Димитрия Донского, он, придя в совершенные лета, по­ки­нул Моск­ву и в ру­би­ще при­шел в Клоп­ский мо­настырь близ Нов­го­ро­да, где ни­кто не знал, кто он. Величие променял на бесчестие, роскошь на нищету. Мы же часто не находим и немногого времени на внимательное чтение молитв...

То, что любви к ближнему мы не имеем, это также нетрудно понять. Мы не только не готовы отдать свою жизнь за того, кто на добро отвечает нам злом, мы и какие-то незначительные немощи окружающих терпеть не намерены. Любовь жертвует, а мы пытаемся правдами и неправдами добиться своего. Любовь скорбит когда тому, кого любишь плохо, а мы чёрствый, злорадны и эгоистичны.

По грехам мы не больны, мы мертвы. Не только грешны, но и не видим в этом проблемы, не представляем себе другой жизни. Мертвого же человека бесполезно лечить. Его можно только воскресить. Потому нам не поможет ни один человек. Воскресить нас может только Бог. Устремимся ныне к Нему в покаянии. Всякому кающемуся грешнику, по словам святителя Феофана Затворника, обещаны прощение грехов и помощь Божия в исправлении, но не обещан завтрашний день.



23 января 2018 года. Вторник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 18-27.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как ко Христу подошли саддукеи. Это были люди, которые не верили в воскресение мертвых. Они, желая доказать, что вера в жизнь после смерти абсурдна, привели, как считают толкователи, выдуманный ими самими карикатурный пример.

В ветхозаветные времена существовал закон левирата. Поскольку сразу после грехопадения Господь дал Адаму и Еве надежду на то, что некогда родится Тот, Кто победит дьявола, Христос, то все люди, сохранившие истинную веру, желали иметь многочисленное потомство. Они считали, что Спаситель может стать их потомком и даровать им вечную жизнь. Умереть бездетным считалось величайшим проклятием. Из Писания известно об одной женщине, которая в муках умирала во время родов. Но вот, ей сказали: "у тебя родился младенец". Она умерла, исполненная счастья.

Закон левирата повелевал брату умершего взять себе его жену, если за время супружеской жизни женщина, оставшаяся вдовой, не смогла родить. Если в этом браке появлялся младенец, то он считался сыном скончавшегося. С одной стороны, закон кажется нам очень странным, но то были другие люди и другие времена. Одни порядки жизни для человека, когда он младенец, другие для юноши, третьи для того, кто уже впал в старческие немощи. И было бы нелепо требовать от тридцатилетнего всякий раз брать разрешение родителей на выход из дома. Так же и на разных этапах пути человека к Богу, Господь дает те правила, которые помогали бы людям не потерять веру, спасти душу.

Итак, саддукеи задали вопрос: "Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою". Фарисеи как бы сказали Христу: "раз пророк Моисей дал нам этот закон, то, очевидно, он сам не верил в воскресение мертвых, был как и мы".

Господь ответил им: "этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь". А у евангелиста Луки мы читаем, что воскресшие люди будут "как сыны Божии" (Лк 20, 36).

Саддукеи учили, что ни в одной из пяти Книг, данных Богом через пророка Моисея, не говорится о воскресении мертвых. Спаситель же приводит им слова, содержащиеся в одной из тех Книг: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых". Эти ветхозаветные праведники уже давно скончались, но из сказанного очевидно, для Бога они и сейчас живы.

Заметим, что в прочих религиях представления о жизни будущего века чрезвычайно человеческие. К примеру, в одной из крупнейших мировых религий, рай - это место всевозможных плотских наслаждений: бесчисленные яства, множество девушек с пышными формами... В христианстве жизнь будущего века - что то непостижимое, загадка, к которой мы можем прикоснуться лишь отчасти. Многие делают из этого вывод, что это является неким подтверждением богооткровенности христианства. То есть того, что эта религия не придумана людьми.

Нам открыто о будущей вечной жизни только то, что важно для нас сейчас. Если наша душа научится жить любовью, будет прощать, то "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Напротив, если мы будем эгоистичны и горды, святые отцы говорят нам о том, что даже самая тяжелая мука здесь, на земле, является лишь тенью будущих вечных страданий.

Нам говорится о том, что Господь все делает для нашего спасения. Евангелие, жизнеописания святых отцов, открывают нам путь в Небесное Царство. В Церкви мы получаем Божию благодать, укрепляющую нас. Для описания того, что будет с человеком после смерти, используются некие образы, которые нам понятны. Апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор 13, 12-13).

Ошибка саддукеев была в том, что они рассуждали о жизни вечной в категориях жизни земной, о жизни духовной, святой и бесстрастной как о жизни, подчиненной законам плоти.

И в наше время есть немало учений, вводящих в заблуждение о том, что будет с нами после смерти. Христиане же несомненно верят в то, что умереть нам не удастся, хотя порой, возможно, и хотелось бы, чтобы это стало решением всех проблем. Бог бессмертен и человек, Его образ, тоже бессмертен. Бог Воскрес и мы воскреснем вслед за Ним. Как бесконечность несоизмеримо больше самого большого отрезка, так забота о душе, о вечной жизни, подготовка к ней, важнее всех земных забот.

И сейчас большинство людей относятся к смерти, к этому рубежу, который предстоит пройти всем нам, ошибочно. Некоторые, устав от земных скорбей, желают, чтобы смерть поскорее пришла. Таким преподобный Анатолий Оптинский говорил: "смерти ты желаешь потому, что, во-первых, не пони­маешь, что такое смерть и что нас там ожидает. А во-вторых, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия". Архимандрит Павел (Груздев) наставлял: "никто не пожинает, если не посеял, никто не увенчивается, если не пострадал, без временной муки не избежишь вечной". Некоторые представляют, что смерть - самое большое зло. Тот же старец говорил: "смерть возносит к бессмертию". Известны такие слова преподобного Макария Оптинского: "боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), ибо Он «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)".

Итак, правильно будет не безрассудно стремиться к тому, чтобы поскорее предстать перед Судом Божиим, и не откладывать всеми силами эту встречу. Время смерти определяет Бог. Нам же нужно готовиться к ней. "Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти", говорил архимандрит Павел (Груздев). Он же приводил такой стих:

"Помирать — не миновать.

Помни смертный час,

помни трубный глас,

помни Страшный суд,

часто вспоминай и прекрасный Рай.

Пока жив, спасайся,

плачь, молись, смиряйся,

время не теряй,

будь готов и знай,

что оставив свет,

Богу дашь ответ".



22 января 2018 года. Понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 13-17.

В сегодняшнем чтении из Евангелия мы встречаем повествование о том, как фарисеи - религиозные лидеры иудеев, незадолго до распятия Христа, несмотря на то, что уже три года в Израиле раздавалась проповедь Богочеловека, несмотря на многочисленные чудеса и исцеления, в своей злобе приступают к Нему и, искушая, говорят: "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?"

Такой вопрос был задан ими, чтобы погубить Христа. Иудея была в те годы оккупирована римлянами. Подать кесарю - это налог оккупационным властям. Если бы Христос разрешил ее платить, Его перестали бы считать Мессией. Ведь о Мессии еще в Ветхом Завете были пророчества, что Он будет Царем и избавит свой народ от врагов. Израильтяне понимали под этим избавление от завоевателей, а Христос пришел дать несравнимо большее - избавить от власти греха, дьявола, и дать жизнь бесконечную в Небесном Царстве. Большинство следовавших за Христом не смогли бы принять Его благословения платить дань языческому императору и отошли бы от Него. Если бы Христос сказал о недопустимости платить дань, его бы тут же, как мятежника, арестовали бы римские воины.

Отвечая на вопрос, Христос просит принести монету, которой евреи платят дань. Не потому, что Он ее до этого никогда не видел. Даже в притчах Спаситель упоминает про динарии - римские монеты того времени. Но чтобы на эти монеты по-новому взглянул народ, слушающий Его проповедь.

На динарии того времени был портрет римского императора Тиберия и надпись, обожествлявшая императоров: "Август Тиберий Цезарь Божественного Августа Сын". На обороте изображалась его же сидящая фигура с жезлом и лавровой веткой, которые были культовыми предметами в языческих мистериях, и помещалась надпись: «Верховный Жрец». Вот это было явным нарушением второй и первой заповедей, данных Богом Моисею - не делать религиозных изображений и не покланяться кумирам. Фарисеи, выставлявшие себя ревнителями закона, обвинявшие Господа в том, что Он беседует с кающимися блудницами и мытарями, сами оказались в ловушке. Принеся монету, они показали, что используют эти деньги. Что они сами ежедневно прикасаются к еще большей нечистоте - к языческому религиозному изображению, на котором исповедуется языческая вера в необходимость воздавать божественное поклонение императору. У каждого из них, это было прекрасно известно слушателям Христа, было немало таких монет.

Христос спросил фарисеев про монету: "чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему".

Изумленным фарисеям ничего не оставалось, как только отступить от Господа.

Толкователи Священного Писания говорят о том, какой нравственный урок каждый из нас должен извлечь из этого ответа Христа. Сейчас на деньгах не пишутся тексты, призывающие покланяться идолам. Но мы сами делаем идолов из денег. Они занимают в нашей душе место, которое должен занимать Бог. Мы стремимся к достатку. А заботимся ли о чистоте души? Читаем ли святоотеческие творения, в которых указывается путь к освобождению от греховных недугов? Стараемся ли следовать их советам? Переживаем при материальных утратах - пожар, потери, кражи, они сильно огорчают нас. А больше ли этого мы скорбим и плачем о своих грехах? Итак, мы должны давать лишь необходимое "кесарю" - нашим телесным потребностям, но не служить им, не делать из них идолов. Служить надо только Богу. Божие должно быть на первом месте. Само по себе прикосновение к деньгам с портретом императора и языческими надписями не сквернит верующего, если он не участвует в языческих ритуалах. Но когда материальное - будь то деньги, слава, карьера, здоровье, занимают в душе место Бога, тогда и происходит грех богоотступничества, идолопоклонства. Отдавать Божие Богу значит посвящать лучшие силы души на служение Ему, на молитву, духовное чтение, добрые дела.

Как нам отдавать кесарю кесарево? Не считать, что наши обязанности по отношению к мужу, к работе, учебе, - к земным делам это что-то ненужное и даже богопротивное. Это тоже необходимо с усердием делать, но избегать при этом греха. Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: "Когда слышишь слово Спасителя: Отдавайте кесарево кесарю, разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию, не есть уже дань кесарю, но дань и оброк диаволу".

Архимандрит Павел Груздев так говорил о богатстве, о том, стоит ли всю жизнь служить "кесарю" и забывать о Боге: "истинная радость происходит от чистой совести", "богачи бывают пресыщенны, но не насыщенны", "богатство есть школа тщеславия, жестокости, невежества и разврата. Слава Тебе, Господи, сроду не был богат, но и никому не завидую", "не на груды денег надейся, а на Бога".



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ХРАМ МАТРОНЫ

Храм в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ

Преждеосвященную Литургию в день обретения мощей блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 8 марта 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ

Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в селе Марково, совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра. 13 ноября 2004 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЧУДОТВОРЕНИЯ

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием