ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


МОНАСТЫРЬ

Святые врата и часовня Покровского монастыря в Москве. 1882 г.


ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Храм Воскресения Словущего. Иконостас главного алтаря освященного в честь Воскресения Христова. 1850-е гг. Покровский монастырь


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. - 2 мая 1952 г.


ПОСТРИГ

В Покровском ставропигиальном женском монастыре, епископ Павлово-Посадский Кирилл совершил чин монашеского пострига. 12 марта 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

30 июля 2018. Понедельник седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 18-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. Увидев смоковницу, покрытую листьями, Он "подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Христос, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его. Ученики, которые вскоре увидят Господа на Кресте, вспомнив произошедшее, смогут понять, что Спаситель страдает добровольно, из любви к людям мучительно умирает за них.

Но за что же была проклята та смоковница, с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем о том, что они были, то плоды уже давно должны были бы быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.

Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств, о которых знали все иудеи, должны были бы стать дела покаяния, принятие иудеями учения Христова. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы понимание своей нравственной неполноценности и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, то Господь принял бы их и помог бы возрасти в них настоящей добродетели. Но не было ничего кроме внешней формы богопочитания, было только лицемерие.

Толкователи видят здесь и такой символический смысл. Христос - Богочеловек. Он взалкал (то есть сильно захотел чего либо) и по человечеству и по божеству. Как Человек Он нуждался в пище, как Бог Он желал увидеть истинную праведность среди Своего народа, но не нашел.


И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас, слова о правде, мире, делах любви, они не принимали.

В ответ на удивление учеников о засохшей смоковнице, Спаситель сказал: "истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите". Известно ли, что христиане двигают горы? С одной стороны нет. Рельеф земной поверхности не претерпевает изменений по их молитвам. Что же, людей, которые имеют веру, уже не осталось? Но зачем переставлять горы, кто от этого станет счастлив? Гора это образ. Каким бы сильным человеком кто ни был, какой бы силой воли он не обладал, гору никто сдвинуть не сможет. Горы это горы наших собственных грехов. Своими силами мы не сможем жить по заповедям. Но с помощью Божией, с помощью благодати, подаваемой в церковных таинствах, верующий христианин, принуждающий себя к добродетели, преображает душу. Меняются его отношения с Богом и ближними. Свидетелем этого чуда должен стать каждый. Когда апостолы, услышав к чему призывает их Спаситель, спросили Его: "так кто же может спастись?", то "Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".



29 июля 2018. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 14, 22-34.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как ученики Христа отправились ночью на другой берег Геннисаретского озера. Когда они плыли, поднялась сильная буря и лодка стала тонуть. Тогда Сам Христос пошел к апостолам по водам. Увидев Его, апостол Петр сказал: "Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде". Христос сказал: "иди". "И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую".

Данное евангельское повествование непросто понять тому, кто не терпит бедствия. Человеку, находящемуся в тихой комнате, у которого все нормально. Таковому непросто представить каково это в любую минуту быть готовым попрощаться с жизнью, осознавать, что шансов на спасение нет. Апостолы находились посередине бушующего моря, деваться им было некуда.

Однако и в нашей жизни нередко случаются несчастья. Святые отцы говорят, что наша жизнь подобна бушующему морю. Наша цель - вечная жизнь со Христом. Уверовавший, услышавший Божие повеление идти путем заповедей, устремляется к Нему со всей горячностью. Но на этом пути часто встречаются бушующие волны. Это и наши греховные немощи и скорбные обстоятельства, случающиеся с нами, с нашими близкими, это и немощи людей, окружающих нас. Как легко в бушующем житейском море потерять веру, сойти со спасительного пути и начать тонуть, погибать для жизни вечной.

Когда мы перестаем жить верой и начинаем просчитывать своим умом, забывая о Боге, осилим ли мы путь, то начинаем терпеть бедствия в духовной жизни. Что нам тогда делать? Не отчаиваться, ведь, как говорил преподобный Амвросий Оптинский "Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывает". Не отчаиваться и сделать шаг туда где безопасно, ко Христу. Хотя вокруг все зыбко, но с Ним мы в полной безопасности.

Известно об одном богатом человеке, который захотел повесить дома картину, изображающую безмятежность, покой. Он объявил конкурс среди известных художников на лучшую работу. В финал вышли две картины. На одной изображался чудесный альпийский луг, прекрасная безоблачная погода. На другой картине был изображен страшный шторм. Корабль, находившийся в море, тонул. Небо заволокли тучи, били молнии. Волны со страшной силой разбивались о скалы, а в скале, в небольшом ущелье, находилось гнездо. Птица высиживала в нем птенцов. Те были в полной безопасности и спали. Победа досталась художнику, написавшему вторую картину.

Трудные жизненные обстоятельства, посылаемые Богом, способствуют взращиванию в душе таланта истинной веры. При правильном отношении к ним они способствуют тому, чтобы мы обрели истинный, вечный покой в Боге, которого уже никто не отнимет от нас.
Подобно апостолу Петру обратимся и мы, исповедуя свои немощи, свою слабую веру, к Богу: "Спаси! Погибаю!" Хотя мы не имеем такой горячей веры, какая была у апостола Петра, но праведный Алексий Мечев говорил, что в ответ и нам "готово всегда утешительное слово Спасителя: «Аз есмь с вами, не бойтесь»".

В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:
"Как Петр, я в море утопаю —
в волнах житейской суеты,
как он, и я к Тебе взываю:
«Наставниче, спаси, спаси!»

Ты Всемогущ, Тебе возможно
и словом бури укрощать,
и по водам ходить невлажно,
громам и ветрам запрещать.

Ступи ж Божественной стопою
на волны сердца моего,
они умолкнут пред Тобою
и вкусят мира Твоего.

Подай мне руку, дай мне веру,
и как Петру, скажи и мне:
«Почто сумнился, маловерный,
мужайся и иди ко Мне!»

Терпи без ропота все скорби,
взирай на Господа Христа,
как нес Он крест свой на Голгофу,
чтоб быть распятым за тебя".



28 июля 2018. Суббота седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 15, 32-39.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о возможно самом грустном чуде, совершенном Спасителем. Множество народу последовало за Ним, желая слышать Его учение. Через три дня силы их истощились, а они настолько желали слышать проповедь Христа, что уходя, не взяли с собой почти никакой пищи, не до того было! Всего у них нашлось семь хлебов и немного рыбок. Они позаботились о душе и потому Сам Спаситель позаботился о том, чтобы напитать их. Он сказал: "жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге". "И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей". Этим Господь показывает и нам, что не оставит никого, кто заботится о главном, о слышании Слова Божия, о жизни по Нему.

Почему это чудо грустное? Большинство иудеев и их религиозных лидеров - книжники, фарисеи, проповедь Христа о покаянии, жизни по заповедям, не принимали. Несколько лет слышали Слово Божие из уст Господа. Слово, согласное со всем лучшим, что есть в человеческой душе, видели, как мертвые воскресали, как бесноватые избавлялись от одержимости, но говорили "он изгоняет бесов силой бесовской". А тут вдруг, после насыщения хлебами, стали искать Господа, желали сделать Его своим земным царем. Вот какое царство им нужно было - земное. Быть сытыми, богатыми, здоровыми, стать народом, который подчинит себе все остальные страны, - вот чего они хотели. Христос им сказал на это: "вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную". Однако, очередной призыв заботиться о душе, а также прекращение чудесных насыщений, полностью изменили отношение иудеев к Спасителю. Вскоре толпа едиными устами кричала "распни, распни Его!"

Грустное это чудо и потому, что подобное повторяется и в наши дни. Когда мы слышим, что кто то получил исцеление, благодатную помощь от Господа от какой-либо святыни, то многие люди устремляются туда со своими бедами. Если же, придя в такой храм, мы услышим проповедь о том, что у нас есть грехи, что важно начать в них каяться и с Божьей помощью исправляться, что в первую очередь надо заботиться о душе, предоставив с верой все обстоятельства нашей жизни Богу, если услышим такое, то почти никто не примет этих слов. Подобно древним иудеям мы отойдем и будем продолжать распинать Господа своими грехами. Получается, что по сути обращаемся к Богу мы так: "помоги мне в этом и в этом, дай то и то, а потом отойди в сторонку со своими заповедями и не мешай мне жить как я хочу. А когда надо будет, я Тебя позову". Если мы не исправим это, если главным предметом нашей заботы не станет душа, жизнь по Евангелию, то мы обрекаем себя на то, что слова Спасителя "се оставляется вам дом ваш пуст" (Мф 23, 38), будут относиться и к нам, как, в свое время, Христос с грустью сказал их иудеям.



27 июля 2018. Пятница седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 12-14, 17-20.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как Господь изгнал торговцев из Иерусалимского храма.

"И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников".
Заметим, что торговцы и меновщики монет при храме, в общем-то, делали нужное дело. Римская монета того времени содержала надписи, обожествляющие императора. Конечно же, она не могла быть использована для жертвы на храм, ее необходимо было обменять у меновщиков на иудейскую монету. Кроме того, в храм постоянно приходили люди, жившие в удаленных городах и даже странах. Крайне затруднительно для них было бы пригонять в Иерусалим стада животных из родных краев, из своего хозяйства. А животных для принесения в жертву, прообразовавшую Жертву Христову, в ветхозаветные времена должен был приводить в храм всякий верующий в Истинного Бога. Торговцы помогали пришедшим издалека купить животное непосредственно у храма, и тут же отдать его для жертвоприношения.
Христос никогда не проявлял негодования. Даже когда Ему говорили, что Он одержим бесами. А тут Господь взял бич и изгнал им торговцев. Не просто выгнал, но опрокинул столы и рассыпал деньги.

Толкователи говорят, что Иисус дважды изгонял из храма торгующих. В начале и в конце Своего служения. Один раз Он сказал, что те превратили храм в вертеп разбойников. По мысли Иоанна Златоуста, здесь имеются в виду люди, приносящие в храм неправедно заработанное, прямо или косвенно награбленное. Такая жертва не может быть приятной Богу.

В другой раз Христос объяснил, что Дом Божий, Дом молитвы они сделали домом купли. Разве возможно сосредоточиться на молитве, находясь как на базаре, на котором продают животных, где торгуются, где слышны зазывания торговцев, блеяние. Очевидно, что это крайне непросто, а то и вовсе невозможно. Нужное дело было организовано неправильно. Всему свое место. Покупать животных и обменивать монеты надо было до входа в храм. Иначе человек приходил в святое место как на базар. Перед земным царем все стоят благоговейно, а в храме ведь люди предстоят Царю Небесному, Творцу мира, Богу.

В наши дни слова Господа также очень актуальны. Важно, придя в храм, внимать словам молитв, читаемых за богослужением. Купить свечи, подать записки лучше до начала службы. А во время богослужения, при необходимости, делать это надо так, чтобы не помешать молитве других людей. Если непросто пройти к иконе, то лучше не пробираться сквозь толпу. Если мы будем заботиться о многом - как достать крещенской воды, поставить свечку, подать записку, но не станем внимать словам молитв, не будем каяться в грехах, не будем стоять с благоговением перед Богом, то не получим для души никакой пользы.



26 июля 2018. Четверг седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 17-28.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как ко Христу подошла мать апостолов Иоанна и Иакова и попросила Его, чтобы её сынгвья стали самыми почетными в Царстве Божием. Она считала, что Спаситель идет в Иерусалим, чтобы установить Свое великое царство. Христос же шел в Иерусалим, чтобы пострадать за людей на Кресте. Он ответил ей: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом".

В обычной жизни такой совет звучит как издевательство - "хочешь быть первым? Иди в конец очереди". Но ведь в самый конец ни у кого встать не получится. Там Христос, Бог Сын, который стал Человеком, чтобы пострадать, умереть за грехи даже самого неуважаемого и грешного человека, даже за Своих врагов, чтобы открыть перед нами Царство Небесное, дать нам выбор, возможность через покаяние и веру спастись. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих", слышим мы продолжение речи Спасителя.

Преподобный Иустин (Попович) говорил:
"Одно и тоже начало и одно и тоже устройство как на небе, так и на земле. На небе: все большее служит меньшему; все низшее получает все для существования от высшего; а все вместе – от Наивысшего. Также и в духовном и материальном мире, в природе: солнце, самое важное и самое большое светило, служит всем меньшим светилам, раздавая им себя, теплоту, свет; оно служит маленькой земле, и всему на ней. Через всю природу Бог служит всем творениям и всей твари. Исключение из этого сделали люди своим эгоцентричным, и самостным, и гордым самолюбием. Они управляют, заповедуя, а не служа. Богочеловек пришел, чтобы это исправить: чтобы и между людьми ввести всеобщий Божественный закон неба– управлять людьми, служа им. Это новозаветный, евангельский, богочеловеческий способ управления и властвования над людьми. В этом и новизна евангельской власти и евангельского управления".
В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем наставление инокам, которое по духу подходит и мирянам. Иноки одного монастыря очень любили своего старца-духовника. Не просто боялись его, но почитали как отца. Умирая, он оставляет им духовное завещание, в котором учит не осуждать. Духовно более зрелый человек, тот, кто выше перед Богом, должен нести немощи ближних.

"Среди лесов в глухой пустыне,
каких уже немного ныне,
отшельник жил, отец Савватий
и с ним ещё двенадцать братий.

Хотя и стар Савватий телом,
но всё же был вождём умелым
для тех, кто рвался в этой жизни
достичь блаженныя отчизны.

Учил же он не столько словом,
как житием своим суровым.
Отшельник ведал из Писанья,
что где пример, там подражанья,
и старца все за то любили
и на совет к нему ходили.

Один — принять благословенье,
другой — в печали утешенье,
иной — совет, как сделать дело,
чтоб шло и быстро, и умело.

Одно лишь братий огорчало:
жить оставалось старцу мало,
сегодня, завтра день настанет,
и в очи смерть ему заглянет.

Другой же, добр так и разумен,
найдётся ли для них игумен!
Раз как-то слух дошёл до братий,
что хочет видеть их Савватий.

Оставив всяк своё поделье,
спешат они ко старцу в келью.
А он, сидя на бедном ложе,
встречает их, как Ангел Божий,
всегда ему обычным словом:
«Спасайтесь, братия Христовы!»

И, дав им всем благословенье,
сказал с слезами умиленья:
«Отцы, и братия, и чада,
уж близок мой последний час,
когда Господь, моя отрада,
переселит меня от вас,
и вот желаю на прощанье
при переходе в мир иной
я вам оставить завещанье,
как жить в юдоли сей земной.

Не знаю я, кто вам заменит меня,
убога чернеца,
и ваши как потом оценит
не в меру пылкие сердца.

Но верю я, что много горя и
мало счастья встретит тот,
кто в жизни сей, как в бурном море,
один, без кормчего плывёт.

Он редко края достигает
и часто, выбившись из сил,
в волнах житейских погибает,
как без руля и без ветрил.

Надеюсь, чада, вам понятны
слова последние мои,
пример же более наглядный
найдёте средь своей семьи.

Итак, старайтесь быть послушны
отцу игумну до конца.
Игумен добр, то это значит,
что вы и сами хороши,
когда же плох, пусть всякий плачет
о гибели своей души.

Друг друга честью почитайте,
усердны будьте и в трудах,
постигнет скорбь, не унывайте,
награда будет в небесах.

С вниманьем стойте в Божьем храме,
читайте, пойте, не борзясь,
и не гонитесь за деньгами,
они позор и стыд для нас!

Как можно чаще вспоминайте,
зачем оставили вы мир,
зачем пришли, не забывайте,
в пустынный этот монастырь.

Да будет чуждо вам и пьянство,
оно для иноков огонь,
молитеся за мир мятежный,
за тех, кому там тяжко жить,
кто на спасение надежду
успел в душе своей затмить.

И за меня молитесь, чада,
чтобы Господь грехи простил
и врат небесныя ограды
передо мной не затворил».

Сказав сие, он грудь рукою
перекрестил с большой нуждою,
затем вздохнул, и отлетела
душа его навек от тела.
Повергнув в плач двенадцать братий,
покинул их отец Савватий".



25 июля 2018. Среда седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 1-16.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Христову о хозяине виноградника.

"Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что' следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то' же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что' вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что' следовать будет, полу'чите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то' же, что' и тебе; разве я не властен в своем делать, что' хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных".

По мысли толкователей, день в этой притче означает земную жизнь человека. День - время трудов, ночь - отдыха. Так и здесь. Земная жизнь - время борьбы с грехом и добрых дел, время, данное нам на то, чтобы душа стала светлой, чтобы мы нашли Бога. Тогда после этой жизни для нас настанет время вечного покоя и радости, которую никто не отнимет от нас. Бог, дающий такую награду тем, кто последовал за Ним, изображен в притче в образе хозяина виноградника.

Кто-то знает заповеди и старается их соблюдать с детских лет, кто-то приходит к вере в юности, кто то в молодости, кто-то в зрелом возрасте, а некоторые в старости. Но и последние могут получить от Бога все дары, если с верой и покаянием обратятся, всех простят и последуют за Господом, неся свой жизненный крест. Все уверовавшие примут дар Святого Духа.

Притча уберегает от отчаяния того, кто осознал множество своих грехов, понял, что годы прошли в пустых заботах, дает им радостную весть: "ничего не потеряно!" Но она не должна вводить прочих в нерадение. Не следует откладывать начало внимательной духовной жизни на завтра, ведь, по словам святителя Феофана Затворника, кающемуся грешнику обещано прощение грехов и помощь в исправлении, но не обещан завтрашний день.

Преподобный Серафим Саровский так и обозначал смысл этой, земной жизни - стяжание Святаго Духа. Он говорил:
"Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный... Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: купуйте, донеже прииду, искупующее время, яко дние лукави суть, то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары - это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа...

Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит, непрестанно молитесь, но да ведь, как помните, прибавляет: хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысячи языком. И Господь говорит: не всяк глаголяй Мне, Господи, Господи! Cпасется, но творяй волю Отца Моего, то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением. А дело Божие есть: да верует в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого". (фрагмент беседы преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым).



24 июля 2018. Вторник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф. 18, 18-22. 19, 1-2. 13-15.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как апостол Петр спросил Христа: "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?". Известны иудейские предписания прощать грех три раза, но в четвертый не прощать. Петр думает, что заповедь Христа будет выше, потому спросил, не до семи ли раз оставлять ближним их прегрешения? Спаситель ответил ему: "не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз". Очевидно, что Христос здесь не призывает считать обиды от какого-то человека, пока их число не достигнет 490, а после этого отомстить сполна. Число семь в Священном Писании символизирует полноту. Ответ Господа означает: "прощай всегда и не рассуждай, что уже достаточно прощал, не думай не прощать".

В самой известной молитве "Отче наш" есть слова: "и оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим". Один старец сказал человеку, который не мог простить другого, чтобы он, когда во время молитвы дойдет до этих слов, их пропускал. Когда тот попробовал прочитать молитву без них, то понял, что это невозможно. Невозможно отказаться от Божией любви, от прощения наших грехов ради мести.
Преподобный Амвросий Оптинский наставлял:

"Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению".



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ЧАСТИЦА МОЩЕЙ

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Вклад в Покровский монастырь настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии. 1 августа 2010 г.


ФЕОДОР II

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II, посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь и поклонился мощам святой праведной блаженной Матроны Московской. 6 сентября 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЛИТИЯ

Могила блаженной Матроны на Даниловском кладбище. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. 4 марта 1998 года


МОЩИ МАТРОНЫ

Божественная литургия в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. С 10 по 12 июня 2010 года делегация Московского Патриархата приняла участие в праздновании дня тезоименитства Предстоятеля Константинопольской Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 10 июня 2010 года в Стамбул (Константинополь) для участия в мероприятиях, приуроченных к этому празднику, прибыла делегация Русской Православной Церкви. В состав делегации вошли архиепископ Егорьевский Марк и настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания с сестрами. 11 июня 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин