ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ФЕОДОР II

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II, посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь и поклонился мощам святой праведной блаженной Матроны Московской. 6 сентября 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПАТРИАРХ

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающей его делегацией посетил Покровский женский монастырь в Москве. 26 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Моление св. блж. Матроны перед образом Пресвятой Богородицы о спасении России. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

5 апреля 2018. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери. Евангельское чтение: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. Ин., 44 зач., XIII

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событии, произошедшем в четверг последней недели земной жизни Господа Иисуса Христа. Будучи с учениками на трапезе, Он установил таинство Евхаристии. Под видом хлеба и вина преподал им Свои Тело и Кровь: "когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Также добавил: "сие творите в Мое воспоминание". В таинстве Причащения, совершаемом в Церкви и поныне, Господь преподает нам Свои Тело и Кровь, преподает нам Себя Самого. С Ним мы теснейшим образом соединяемся, если приступаем к этому таинству с верой и покаянием. Спаситель подает нам Себя, чтобы, как Он воскрес, и мы воскресли в жизни будущего века. И чтобы уже здесь наши души, мертвые по грехам, воскресли для жизни обновленной, святой.

Почему Господь, установив это таинство, использовал хлеб и вино? Почему пожелал чтобы именно они на литургии непостижимым образом прелогались в Его Тело и Кровь? Святые отцы так отвечали на этот вопрос. Хлеб необходим нам для жизни тела. А в причастии нам подается духовная пища, необходимая для жизни души. Также хлеб - образ нашего единства друг с другом во Христе. К этому единству призваны христиане. В разных уголках поля, говорит блаженный Августин, растут разные колосья, в них находятся разные семена. Их собирают, перемалывают в муку и выпекают хлеб. Кто сможет отличить в нем одно зерно от другого? Хлеб это образ Царства Небесного, в котором живут не эгоизмом, но любовью к Богу и ближним.

А почему используется вино, а не вода? Потому, что Господь подает всякому духовную радость, а не только жизненно необходимое. Вино - библейский образ радости: "вино веселит сердце человека" (Пс 103, 15).

Слова Спасителя, призывающие нас к причастию, до сих пор звучат на каждой литургии. Слышим ли мы их? Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что если бы не это таинство, его душа уже давно бы вверглась в бездну адскую. Причастие необходимо всем, осознавшим свою греховность и желающим спастись. К причащению стараются приступать не реже четырех раз в год, в дни многодневных постов. Предварительно каются на исповеди в своих грехах, постятся несколько дней (если позволяет здоровье) и читают по молитвослову специальные молитвы перед причащением. Каждый раз, приступая к причастию, мы неизъяснимым, таинственным образом становимся участниками той самой тайной вечери, которую совершил Спаситель около двух тысяч лет назад. Иоанн Златоуст говорит, что причащение - великий и чудный дар. Ангелы завидуют людям, которым дана возможность вкушать Тело и Кровь Господа, становиться Его сотелесниками.

Блаженный Августин так изливал свое славословие Богу, установившему это таинство: "Твоя Премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою Любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии. И вот почему: в литургии Христос отдает Себя верным, Тело Свое и Кровь Свою животворящую".



4 апреля 2018. Страстная седмица. Великая среда. Евангельское чтение: Мф 26, 6-16.

В сегодняшний день Церковь вспоминает о двух событиях, имевших место в среду последней недели земной жизни Иисуса Христа. Когда Господь был в Вифании (пригороде Иерусалима), в доме Симона прокаженного, некая женщина грешница пришла и возлила Ему на главу драгоценное миро. Проповедь Спасителя коснулась ее сердца, видимым знаком ее покаяния явился этот поступок. Находившийся тут же апостол Иуда стал ее осуждать. Лучше было бы, говорил он, продать это миро и раздать деньги нищим. Апостол Иоанн Богослов уточняет, что это он сказал не потому, что заботился о нищих, но так как занимался сбором пожертвований и часть присваивал себе.
Христос защитил женщину, сказав: "что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала".
После этого Иуда "пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его".
Иоанн Златоуст замечает, что в этот день "Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его".

То, что Христос не отринул кающуюся грешницу, принесшую все свое состояние к Нему, искавшую лишь душевного исцеления, должно уберечь нас от отчаяния. Спаситель ожидает обращения к добру каждого из нас. Здесь мы видим и то, каким должно быть наше раскаяние о грехах. Нам следует посвятить все лучшее в своей жизни Богу.
Пример Иуды показывает нам, что происходит с человеком, который долго не лечит свои греховные болезни. Такой духовно умирает.

Известно о двух женщинах, которые, плача о грехах, омыли ноги Спасителя слезами, и, из любви к Господу, возлили на Него драгоценное миро. Это Мария Магдалина и женщина, о которой повествует сегодняшнее евангельское чтение. В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем об их поступке:
"Дай мне место, Магдалина,
у Христовых ног,
чтобы их омыть слезами
бедный грешник мог.
Ты уж плакала довольно,
ты уж плачем усладилась,
ты очистилась от скверны,
ты любовью просветилась.
Я ж, несчастный, и доселе
прокажен грехом,
Опоясан поношеньем
и покрыт стыдом.
Близкий к смерти, прихожу я
к милосердью Божья Сына.
Ты у ног Его пречистых дай мне место,
Магдалина!
Милосердьем беспредельным
наш Господь богат.
Всех Он любит, всех зовет Он,
всех принять Он рад.
Пусть все люди соберутся,
у Него не будет тесно!
Так любовь Его обильна,
дом Его велик небесный.
Станем плакать лучше вместе
при Его ногах.
Есть всегдашняя услада
в плаче о грехах..."



3 апреля 2018. Страстная седмица. Великий вторник. Евангельское чтение: Мф 22, 15 - 23, 39 и 24, 36 - 26, 2.

Сегодня Церковь вспоминает события вторника той недели, на которой был распят Христос. Ночь Он провел в Вифании, а наутро снова пришел в Иерусалим и в последний раз учил в храме. Обращаясь ко всем собравшимся, Он подводит итог сказанному Им, пророчествует о будущем учеников и всей Церкви.

Мы слышим как Христос мудро и с любовью обличает фарисеев, желая спасти хоть кого-то из них. Цель Иисуса не в том, чтобы посрамить тех, кто Его ненавидит и желает погубить, не в том, чтобы одержать победу в споре или понравиться слушателям, но чтобы заблудившиеся духовно законники задали сами себе вопрос, насколько верна их духовная жизнь. С этой целью Господь использует их же собственные каверзные вопросы:
"Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождениикому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена;итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее. Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его"
Далее Господь напоминает книжникам, которые хорошо знали Писание, о древних пророчествах, которые свидетельствуют о Нем как о Мессии. После этого обличает внешнюю религиозность фарисеев. Все сказанное относится и к каждому из нас, ведь мы тоже часто сводим духовную жизнь к неким ритуалам, которые надо сделать, а о сути их забываем. К примеру, считаем, что непременно надо покреститься. А то, что крещение - это смерть для жизни греховной и рождение для жизни святой, многие ли об этом задумываются?

"Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седиодесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:связывают бремена тяжелые и неудобоносимыеи возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесьнаставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяетеЦарство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшееосуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очистипрежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесьокрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей".

Спаситель показал иудейским законникам, что все пророки свидетельствовали о Нем. Однако, большинство иудейских учителей веры лишь еще больше озлобились на Него.
И Господь пророчествует о страшной судьбе жителей Иерусалима. Город и его главная святыня, храм, будут разрушены. Учениками Христа станут в основном язычники, воспринявшие истинную веру через проповедь апостолов:
"Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!".

Также Иисус говорит о кончине мира, о Страшном Суде. Призывает всех жить так, чтобы в какой час ни застала нас смерть, мы были бы готовы дать ответ пред Богом. Для этого мы должны заботиться о чистоте души и служить Господу и ближним теми талантами, которые нам даны:
"О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, ка́к было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"

Говорит о том, что все Священное Писание сводится к заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". Исполняем ли мы ее? Предмет, на который направлена любовь человека, является для него главным в жизни. На первом ли месте у нас Бог? Что нас больше огорчает - болезни, потеря жилья, работы или потеря Бога? Когда мы грешим, то подобно первым людям, Адаму и Еве, мы теряем Господа. Но в этом мы не видим особой беды, а из-за житейских потерь порой чрезмерно скорбим. Также легко понять, что любви к ближнему мы не имеем. Ближний это тот, кто сейчас нуждается в моей помощи. Заботы и беды ближних для нас важнее своих? Христос говорит, что суд над нами и будет состоять в том, делали ли мы дела любви. Стали ли мы сродны по духу Господу:
"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволуи ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную".
В конце Спаситель говорит о Великих и страшных событиях, которые произойдут в Иерусалиме через два дня: "Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие".



2 апреля 2018. Страстная седмица. Великий понедельник. Евангельское чтение: Мф 21, 18-43.

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. Увидев смоковницу, покрытую листьями, Он "подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Христос, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его. Ученики, которые вскоре увидят Господа на Кресте, вспомнив произошедшее, смогут понять, что Спаситель страдает добровольно.

Но за что же была проклята та смоковница, с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем о том, что они были, то плоды уже давно должны были бы быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.

Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств, о которых знали все иудеи, должны были бы стать дела покаяния, принятие учения Христа. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы понимание своей нравственной неполноценности и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, то Господь принял бы их и помог бы возрасти в них настоящей добродетели. Но не было ничего, кроме внешней формы богопочитания, было только лицемерие.
И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас - правда, мир, дела любви, они не принимали.
О том же говорят и две последующие притчи, читаемые в сегодняшнем Евангельском тексте. Христос, совершив дело искупления, отправит апостолов на проповедь всем народам. Те представители богоизбранного народа, которые не приняли Спасителя, будут отвергнуты, а язычники, покаявшиеся и обратившиеся к жизни по Евангелию, спасутся, станут чадами Божиими, наследниками Небесного Царства:

"И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его".



1 апреля 2018. Вход Господень в Иерусалим. Евангельское чтение: Ин 12, 1-18.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем Вход Господень в Иерусалим.

Иисус из Назарета, который три с половиной года проповедовал в Иудее, вошел в этот древний город. Жители встречали Его как Мессию, которого люди ждали со дня грехопадения. Встречали так потому, что весь народ был поражен чудом, совершенным Христом накануне. Он воскресил из мертвых своего друга Лазаря, который был во гробе уже четыре дня. В пещере, где находился гроб, уже смердело. Христос словом оживил усопшего. Это чудо укрепило веру апостолов, многие иудеи наконец-то поняли, что Иисус и есть обетованный Спаситель. Но некоторые пошли и рассказали о Нем фарисеям, чтобы те схватили и погубили Его. Фарисеи составили план - схватить Христа и убить Лазаря, чтобы, видя воскрешенного, иудеи не становились учениками Спасителя.

Это один из примеров греха хулы на Духа Святого, который, как учил Спаситель, не простится ни в этом веке, ни в будущем. Бог Сын явился прикровенно, скрыв от людей Свою Славу. Дух же Святый всегда действует явно. Если человек видит явное чудо, слышит учение, согласное с самым лучшим в его душе, и не обращается, упорствует во зле, как помочь такому? Как его спасти, если он все понимает, а спасения не хочет?

Удивительно ли, что фарисеи составили безумный план убить Христа? Что многие иудеи им помогали? Что апостол Иуда после всего увиденного и услышанного от Спасителя, ищет, как предать Его? Что пройдет четыре дня и народ, радостно встречавший входящего в Иерусалим Господа, единодушно будет кричать: "распни Его"? Если мы посмотрим на себя, то поймем, что в этом ничего удивительного нет. Кто-то, хотя и знает о том, что бессмертная душа важнее тела, важнее здоровья и материального благополучия, заботится только о последнем, а о душе, об исповеди, чтении Евангелия, участии в богослужении нерадит, не старается жить по заповедям. Кто-то ходит в храм, но, по словам святителя Феофана Затворника, "когда по принятии св. таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, - забываем все, и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: "распни!", а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи!"

Многие из встречавших Господа на самом деле не Его чаяли. Им нужно было земное могущество и благополучие. Господь же пришел дать нам победу над грехом и смертью. Этого ли мы ищем?
В сегодняшний день вместо осуждения иудеев, в безумии своем распявших Спасителя, осудим самих себя. И не будем отчаиваться, прибегнем к Господу. Ведь в этот день мы вспоминаем и то как Господь начал Свой крестный путь. Как предал Себя на смерть за наше спасение.



31 марта 2018. Суббота Лазарева. Евангельское чтение: Ин 11, 1-45.

Сегодня Церковь вводит нас в Страстную седмицу. В эту неделю, в последнюю неделю перед Пасхой, мы вспоминаем о Великих и спасительных событиях, о добровольных страданиях Спасителя Христа за наши грехи. Люди оставили Бога, как следствие стали страдать и умирать, но Бог их не оставил. Он Сам стал Человеком, чтобы за нас пострадать, умереть и избавить нас от смерти. Блаженный Августин восхищался величию любви Божией к нам: «Господь мог бы создать мир красивее, чем этот. Господь мог сотворить мир более величественный, чем наш. Для всего этого хватило бы премудрости и всемогущества Божия. Но любовь Божия не могла придумать ничего большего, как отдать на заклание Своего Единородного Сына. И Он Его отдает!»

Страдал Господь по Своей человеческой природе, воспринятой Им в Рождестве. В сегодняшнем евангельском чтении мы также слышим о Его страданиях. Господь прослезился, узнав о смерти Лазаря.

Лазарь был братом двух сестер, которых хорошо знал Христос, Марфы и Марии. Вместе они жили в Вифании, в пригороде Иерусалима. Господь называл их Своими друзьями. Когда Лазарь тяжело заболел, Марфа и Мария послали сообщить об этом Господу. "Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий".
Господь не спешил в дом Лазаря. Он пробыл два дня на том месте, где застала Его эта весть, а потом отправился в Вифанию, явно осознавая, что Лазарь только что скончался. Ученикам Он сказал: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему".

Апостолы знали, что иудеи, жившие в Иерусалиме и его окрестностях, желали предать Христа смерти. Фома, от имени учеников, когда узнал, что Господь пошел в те края, сказал: "пойдем и мы умрем с Ним".

Когда Господь пришел в Вифанию, Лазарь был мертв уже четвертый день. Спаситель встретил Марию, плачущую по брату. "Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?"

Господь смерти не творил. Она явилась результатом грехопадения. Смерть противоестественна человеку, она воспринимается нами крайне тяжело. Христос пришел разрушить смерть, даровать нам вечную жизнь в Небесном Царстве, разрушить дела дьявола. Во образ этого Он совершал воскрешения. Каждый раз, когда Христос присутствовал на похоронах, люди оживали. Из Евангелия нам известно о нескольких случаях воскрешения Господом людей, совершенных Им до воскрешения Лазаря. Силой Божьей вернулись к жизни сын наинской вдовы, дочь Иаира. Это были только образы победы Господа над смертью. Образы того, что Христос пришел не оплакивать умерших. Он пришел уничтожить смерть.
Далее мы читаем, как Господь воскресил Лазаря: "Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него".

Закончился Великий пост. Настал пост Страстной недели. Святитель Феофан Затворник предлагает нам задуматься над таким вопросом.
"Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, - что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и гнавшись достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись пали или победили? Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет..."
Осознав, что все ближе приближается наш смертный час, а душа наша негодна для Царствия Божия, не будем отчаиваться. Велики наши грехи, но любовь Бога к нам больше. Великие врачевства для души предлагает нам Христос. Видя чудные, неизъяснимые дела Божией любви к нам, воззовем и мы словами церковной молитвы: "Силою Божественною воскресивый Лазаря, воскреси и мене истлевшаго страстьми и многолетно лежащаго в гробе нераскаяния, да возстав по гласу Твоему, воспою спасаемый: Аллилуиа".



30 марта 2018. Пятница седмицы шестой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 66, 10-24.

Сегодня в Церкви заканчивается чтение за богослужением ветхозаветной Книги пророка Исаии. Заканчивается Великий пост. Следующая неделя будет особой. Она будет посвящена воспоминанию Крестных Страданий Спасителя.

В завершение книги пророк Исаия говорит о скором наступлении Нового Завета. Христос победит проклятие и смерть, положит основание Своей Церкви, даст верным вечную радость: "Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем, чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается".

Далее пророк говорит о печальной участи нечестивых. Для них явление Славы Божией в день Страшного суда будет не избавлением, не началом вечной жизни, но в тот день для них начнется вечное мучение. Идолопоклонники, совершающие ритуалы в священных для них рощах, невоздержанные, забывающие о Боге, погибнут: "Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем. Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,- все погибнут, говорит Господь. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою".
С наступлением Нового Завета апостолы будут посланы с благовестием в самые дальние концы вселенной. В перечисляемых географических названиях содержатся самые далекие из известных иудеям места. Фарсис например, находится в современной Испании. "И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,- подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде".
Язычники примут благовестие. Новозаветные священники будут по происхождению не только израильтянами из колена Левия, но и из других народов: "Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь".

В завершении речь опять идет о скором основании новозаветной Церкви, о спасении принявших Христа и погибели нераскаянных грешников: "Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти".

Книга пророка Исаии читалась весь Великий пост. Обличения пророка, утешения кающимся должны были возбудить наше сердце к покаянию, уберечь от отчаяния, вселить надежду на милующего Бога, способного нас обновить, избавить от греховных страстей. Эта же книга подводит нас к Страстной седмице. К нашему спасению, совершенному Христом.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ХРАМ МАТРОНЫ

Храм в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТОВ

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал на подворье Покровского женского монастыря в с. Марково. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанского храма, которые затем были установлены на куполах. Фото: Виктор Корнюшин


ХРАМЫ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Воскресения Словущего. 27 мая 2008 г. Фото: Виктор Корнюшин


НОВАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

Колокольня. 28 августа 2009 г. Первая шатровая колокольня стояла уже в 1707 г. В 1799 г. была перестроена и обрела вид трехъярусной. Воссоздана в 1999-2002 г.г. Освящена Святейшим Патриархом Алексием II 4 октября 2002 г. Фото: Виктор Корнюшин