Новости обители

Всенощное бдение в день тезоименитства святой праведной блаженной Матроны Московской

21.11.2019
Всенощное бдение в день тезоименитства святой праведной блаженной Матроны Московской

«О, если бы люди столько заботились о добродетели, сколько они, во вред себе, заботятся о пустоте! 
Пусть бы эта страсть к зрелищам и вредным увеселениям, пусть бы женская наша страсть к нарядам,
страсть нравиться мужчине заменены были ревностью к благочестию: какие были бы успехи в духовной жизни!» 
Преп. Матрона Константинопольская

21 ноября 2018 г., в канун дня тезоименитства святой праведной блаженной Матроны Московской,  Покровского ставропигиального женского монастыря было совершено всенощное бдение с чтением акафиста святой. На праздничное богослужение, которое совершали все священнослужители обители, в в храме Воскресения Словущего

Известно, что святая блаженная праведная Матрона Московская в крещении была наречена в честь святой преподобной Матроны  Константинопольской.

Приведем для посетителей нашего сайта её житие.

Житие святой преподобной Матроны Константинопольской

 

Пре­по­доб­ная Мат­ро­на ( с лат. «знатная женщина») ро­ди­лась в го­ро­де Пер­гии (находится в Памфилии в южной части Малой Азии, в настоящее время турецкий город Бергамо) в V ве­ке. Ее не по своей воле вы­да­ли за­муж за со­сто­я­тель­но­го че­ло­ве­ка, дворянина по име­ни До­ме­ти­ан. Вскоре её мужа перевели на службу в  столицу империи Константинополь, где у них родилась дочь Фе­о­до­тия. Здесь два­дца­ти­пя­ти­лет­няя Мат­ро­на по­зна­ко­ми­лась с дву­мя бла­го­че­сти­вы­ми ста­ри­ца­ми Ев­ге­ни­ей и Су­сан­ной, ко­то­рые с юно­сти под­ви­за­лись при нем в тру­дах и мо­лит­ве. Она загорелась желанием как можно чаще посещать богослужение в храме Бо­жием и ста­ла под­ра­жать бо­го­угод­ной жиз­ни по­движ­ниц, сми­ряя свою плоть воз­дер­жа­ни­ем и по­стом. За это ей при­хо­ди­лось пре­тер­пе­вать напад­ки со сто­ро­ны му­жа, который был язычником. По­сле дол­гих ко­ле­ба­ний свя­тая Мат­ро­на ре­ши­ла оста­вить се­мью и про­си­ла Гос­по­да от­крыть, угод­но ли Ему ее на­ме­ре­ние. Гос­подь услы­шал мо­лит­вы ра­бы Сво­ей. Од­на­жды в тон­ком сне ей бы­ло ви­де­ние, что она убе­га­ет от му­жа, ко­то­рый до­го­ня­ет ее. Свя­тая спря­та­лась в тол­пе ино­ков, шед­ших на­встре­чу, и муж ее не за­ме­тил. Этот сон пре­по­доб­ная Мат­ро­на при­ня­ла как Бо­жие ука­за­ние по­сту­пить в муж­ской мо­на­стырь, где муж не до­га­да­ет­ся ее ис­кать. Свою дочь она от­да­ла на вос­пи­та­ние ста­ри­це Су­санне, а са­ма остриг­ла во­ло­сы и, пе­ре­одев­шись в муж­ское пла­тье, при­шла в мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Вас­си­а­на. Там пре­по­доб­ная Мат­ро­на вы­да­ла се­бя за ев­ну­ха Ва­ви­лу и бы­ла при­ня­та в чис­ло бра­тии. Опа­са­ясь как бы ино­ки не узна­ли, что она жен­щи­на, свя­тая пре­бы­ва­ла в по­сто­ян­ном мол­ча­нии и мно­гих тру­дах. Бра­тия удив­ля­лась ве­ли­ким доб­ро­де­те­лям Ва­ви­лы. Од­на­жды свя­тая с дру­ги­ми мо­на­ха­ми тру­ди­лась в мо­на­стыр­ском ви­но­град­ни­ке. Но­во­на­чаль­ный инок Вар­на­ва за­ме­тил, что у нее про­ко­ло­ты моч­ки ушей и спро­сил об этом. «На­до, брат, зем­лю воз­де­лы­вать, а не на чу­жие ли­ца смот­реть, это не по­до­ба­ет ино­ку», – от­ве­ти­ла свя­тая.

Через неко­то­рое вре­мя игу­ме­ну мо­на­сты­ря, пре­по­доб­но­му Вас­си­а­ну, бы­ло во сне от­кро­ве­ние, что ев­нух Ва­ви­ла – жен­щи­на. Та­кое же от­кро­ве­ние бы­ло и бла­жен­но­му Ака­кию, игу­ме­ну со­сед­не­го Ав­ра­ами­е­ва мо­на­сты­ря. Пре­по­доб­ный Вас­си­ан при­звал свя­тую Мат­ро­ну и су­ро­во по­тре­бо­вал от­ве­та, с ка­кой це­лью она про­ник­ла в мо­на­стырь, не для со­вра­ще­ния ли ино­ков и по­зо­ра оби­те­ли. Пре­по­доб­ная со сле­за­ми рас­ска­за­ла игу­ме­ну всю свою про­шлую жизнь, о пре­сле­до­ва­нии му­жа, нена­ви­дев­ше­го ее по­дви­ги и молитвы, о ви­де­нии, ука­зав­шем ей ид­ти в муж­ской мо­на­стырь. Убе­див­шись в том, что на­ме­ре­ния ее бы­ли чи­сты и непо­роч­ны, и бла­го­сло­вив ее, пре­по­доб­ный Вас­си­ан от­пра­вил свя­тую Мат­ро­ну в го­род Емес в жен­ский мо­на­стырь. В той оби­те­ли свя­тая про­бы­ла мно­гие го­ды, по­ра­жая се­стер вы­со­той сво­е­го ино­че­ско­го по­дви­га. Ко­гда умер­ла игу­ме­ния, по еди­но­душ­но­му же­ла­нию ино­кинь на­сто­я­тель­ни­цей оби­те­ли ста­ла пре­по­доб­ная Мат­ро­на.

Сла­ва о ее доб­ро­де­те­лях, о чу­дес­ном да­ре ис­це­ле­ний, ко­то­рый она получила от Гос­по­да за свои ревность, смирение и добродетели, рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко за сте­на­ми мо­на­сты­ря. Услы­шал о по­дви­гах пре­по­доб­ной и её муж. который при­шел к мо­на­сты­рю и захо­тел ее ви­деть. Узнав об этом, свя­тая Мат­ро­на тай­но ушла в Иеру­са­лим, за­тем на го­ру Си­най, от­ту­да в Бе­рит, где по­се­ли­лась в за­бро­шен­ном язы­че­ском хра­ме. Мест­ные жи­те­ли узна­ли о ее за­тво­ре, ста­ли при­хо­дить к ней. Мно­гих свя­тая по­движ­ни­ца отвратила от язы­че­ско­го нече­стия и об­ра­ти­ла ко Хри­сту. Воз­ле жи­ли­ща пре­по­доб­ной ста­ли се­лить­ся жен­щи­ны и де­ви­цы, и вско­ре воз­ник но­вый мо­на­стырь. Ис­пол­няя во­лю Бо­жию, от­кры­тую ей в ви­де­нии, свя­тая по­ки­ну­ла Бе­рит и от­пра­ви­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где узна­ла, что муж ее умер. По бла­го­сло­ве­нию сво­е­го ду­хов­но­го от­ца, пре­по­доб­но­го Вас­си­а­на, по­движ­ни­ца ос­но­ва­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле жен­ский мо­на­стырь, ку­да пе­ре­еха­ли и сест­ры из ос­но­ван­ной ею Бе­рит­ской оби­те­ли. Кон­стан­ти­но­поль­ский мо­на­стырь пре­по­доб­ной Мат­ро­ны был из­ве­стен стро­го­стью ино­че­ско­го уста­ва и доб­ро­де­тель­ной жиз­нью се­стер. Супруга императора Льва Великого (457–473 гг.), узнав о высокой ее жизни, посещала ее. Матрона, хотя жила очень бедно, ничего не просила у императрицы, а только говорила о душевном спасении. Удивленная тем императрица еще более стала уважать подвижницу. Исцелив вдову эпарха, преподобная получила от нее средства для построения монастыря, тогда как дотоле жила она с сестрами в кельях очень тесных и притом наемных. К великой подвижнице многие из мирян приходили за советами. В столице тогда еще мало было женских общин молитвы, а много было разврата, тяжелого для душ, сколько-нибудь понимающих себя. Наставления св. подвижницы, сильные искренностью и опытностью, влекли к ней многих. Измученные жизнью люди находили у нее отдых, больные – здоровье. Обитель ее стала весьма многолюдной. Под ее руководством воспиталось много чистых дев для Неба.

В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­тая Мат­ро­на удо­сто­и­лась ви­де­ния пре­свет­ло­го Рая и уго­то­ван­но­го ей там ме­ста за 75-лет­ний ино­че­ский по­двиг. В воз­расте ста лет пре­по­доб­ная Мат­ро­на, бла­го­сло­вив се­стер, ти­хо ото­шла ко Гос­по­ду (око­ло 492 го­да).

(При составлении использовался материал из «Житий святых» свт. Филарета Черниговского (Гумилевского) и сайта www.patriarchia.ru)

Об имени «Матрона»

В древнем Риме «матронами» называли замужних женщин высшего сословия. Как правило, она была матерью большого семейства, заботливой хозяйкой и любящей женой, которая пользовалась в обществе почетом и уважением. Со временем слово превратилось в имя собственное и стало широко употребляться. Имя Матрона легко прижилось в России.По статистике оно было весьма распространено вплоть до 30-ых годов XX века. Впрочем, большой любовью имя пользовалось скорее среди простых людей. Крестьяне, разночинцы довольно часто называли своих детей Матронами, Матрёнами. В святцах имя «Матрона» встречается как минимум трижды.

Галерея

Читать далее

Видео всенощного бдения в канун дня тезоименитства святой праведной блаженной Матроны Московской

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты