Настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания посетила Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в селе Шамордино
08.06.20248 июня 2024 года, в субботу седмицы 5-й по Пасхе настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания посетила Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в селе Шамордино и Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.
На 8-е июня приходится сороковой день со дня кончины строителя и духовника Шамординской обители архимандрита Поликарпа, который также был духовником настоятельницы Покровского ставропигиального женского монастыря игумении Феофании. По окончании Божественной Литургии была отслужена панихида.
«Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой…» (Пс. 65:12)
Благословенной памяти духовного отца, новопреставленного архимандрита Поликарпа (1946-2024).
30 апреля 2024 г., в Великий Вторник Страстной Седмицы, наш дорогой батюшка отец Поликарп кротко и тихо покинул нас, призванный Господом в Его Небесные обители. Наступила тишина, к которой будем долго привыкать. Не слышен более родной голос, который, хорошо или худо с нашей стороны, мы слышали тридцать четыре года! А теперь он, знавший великую цену живого слова и столь щедро одаренный этим редким даром, уже не может воспользоваться им для нашего назидания. Свершилась воля Божия, срок земной жизни нашего доброго пастыря окончился. Означает ли это полное расставание? Разумеется, нет. Духом он по-прежнему с нами, и ничто не мешает нам сказать свое ответное слово дорогому Батюшке теперь, когда мы, имея все богатство его духовного наследия, навеки соединены с ним во Христе.
Наверное, начать следует со слов благодарности, обращенных ко Господу, и от всего сердца воздать Ему хвалу за великую благодать и милость, выпавшую на нашу долю – более тридцати лет быть рядом батюшкой.
Батюшка любил Господа так сильно, что кроме исполнения Его святой воли ему ничего не было вожделенно на этой земле. Тайна того момента, когда возгорелась в нем эта великая любовь, сокрыта от нас. Но многое говорит о том, это произошло еще в ранние годы, как часто бывает с теми, кто рождается и растет в благочестивой семье, и в родительском доме получает первые уроки богоугодной жизни.
Ради Христа он в юном возрасте покинул отеческий кров и свою родную Малороссию. Тот, кто бывал на родине Батюшки, в Ровенской области, или просто проезжал ее, знает, что это настоящий рай земной: богатая и щедрая природа, благочестивые красивые люди, море зелени и солнечного света, изобилие плодов земных. К тому же, и Почаевская Успенская Лавра находится совсем недалеко от его родного села. Но, готовясь к священническому служению, Батюшка выбрал далекую Россию и обитель преподобного Сергия под Москвой. Горячо любя земное отечество, он с готовностью полюбил и свою новую родину, куда привел его Промысл Божий.
Пройдя долгое и трудное обучение в духовных школах Лавры, он там же принял монашество и священство, и с того момента стал подлинным воином Христовым, не обремененным куплями житейскими. Все, что явил на этом пути великий Сергий, и в чем словом и делом назидали его лаврские отцы, батюшка отец Поликарп воспринял и пронес через всю свою долгую жизнь. Все отдавая Господу, он ничего не оставлял себе. Все его подвиги, были поистине подвигами «единого от древних». Это тоже великая тайна Божия – бдения, пост, молитвы, непрестанное богомыслие отца Поликарпа, все, что в сокровенных глубинах сердца он говорил Господу, и что Господь отвечал ему. Его мера весьма далека от меры современного человека. Чем живет и дышит далекий от Бога мир, Батюшку не интересовало ни одной минуты, ибо он непрестанно предстоял Христу, неослабно и неукоснительно на протяжении более чем полувека. Ибо в чем изменился Батюшка с возрастом? Разве стал он ближе к концу менее требователен к себе, позволял ли себе послабления, меньше ли трудился? Мы знаем, что нет. Дух его царствовал над плотью, как у преподобных отцов древности, и он, как человек, получивший подлинную духовную свободу, жил и трудился для возлюбленного Господа, не жалея себя. Плоды такой жизни были очевидны, благодать, обретенная им, проявлялась ощутимым образом. Однажды Батюшка сказал, что в будущей жизни один и тот же Божественный Огонь будет для одних вечным блаженством, а для других вечной мукой, все зависит от того, кто с каким сердцем туда войдет. В общении с ним это можно было ощутить уже в этой жизни. То, что он был велик пред Господом, знали все, даже те, кто видел его лишь издали, и все молча понимали, что молитва его достигает Неба.
Но не забудем и сказать того, что Господь испытывал его ревность весьма серьезно, постоянно искушая его как злато в горниле. Смирение и отсечение своей воли, как в древности, так и теперь, составляют главное делание монаха, но мы знаем, что обстоятельства, в которых человек может проявить, или, напротив, не проявить их, порой бывают самыми неожиданными. Так было и с Батюшкой. И по природной своей силе, и по внутреннему устроению, и по сдержанному молчаливому нраву он был словно создан для уединенной жизни отшельника-исихаста где-нибудь на Синайской или Святой Горе. Но Промысл Божий властно и непреклонно привел его туда, где, казалось, были, менее всего подходящие условия для такого аскета и подвижника, как отец Поликарп. Он получил послушание духовника и строителя в новооткрытом женском монастыре, где не было еще ни одной настоящей монахини, а был лишь малопригодный материал в нашем лице и бесконечные, подчас неподъемные скорби и искушения. Но Батюшка все понес достойно, совершая свое пастырское служение с верностью и постоянством святых, никого не укоряя ни в чем, ничего не ожидая и не требуя взамен. Все выпавшее на долю нашей обители, все ее скорби и радости он разделил с нами до конца. Да воздаст ему Господь, ибо никакие наши благодарственные слова и убогие молитвы не могут быть равноценны батюшкиной жертве!
Как он относился к нам все эти годы? Так, что ни одна из сестер не может сказать, что с его стороны нам недодано хоть что-то, ибо он был заботлив, как родной отец, для которого важно всех поставить на ноги, всем создать условия для самостоятельной и полноценной жизни во Христе. Батюшка верил в исправление человека, даже когда тот сам уже не верил, и укреплял в нем эту веру. Он не отказывал ни в одной просьбе, не давал впасть в отчаяние, принимал участие в любой скорби и помогал ее пережить. Был строг, когда требовалась строгость, и миловал, когда требовалась милость. Его молитва преобразила монастырскую землю, столь тяжелую в обработке и неплодную в первые годы, и теперь она течет медом и млеком. Нам остались построенные им храмы, освященные им источники и колодцы, мы носим данные им при постриге имена, и каждая хранит в памяти сердца его святые уроки. Батюшка оставил после себя не разрозненное стадо, а духовную семью, благоустроенный вертоград Христов, и теперь, конечно же, слышит сладчайший глас Его: «Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего» (Мф., 25:21). Можем ли мы не разделять эту радость, пусть даже глубоко и сильно скорбя при прощании с ним? Ведь Батюшка празднует эту Пасху Христову там, где Воскресший Спаситель и Матерь Божия, где апостолы и все святые, где вечная радость и бесконечная жизнь. Но и там он, конечно, не забудет нас, оставаясь ходатаем за своих духовных чад у Престола Небесного Царя. В это верим, и с этой верой и надеждой провожаем его в блаженную вечность.
Да будет благословен его земной путь, да будет благословенна его память, да упокоится и возрадуется о Господе его святая душа! Слава Богу за все.
Христос Воскресе! Воистину воскресе Христос!
Галерея