Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
07.04.20207 апреля 2020 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Покровской обители было совершено уставное богослужение – часы, изобразительны, вечерня и литургия святителя Иоанна Златоуста.
По окончании богослужения состоялся молебен об избавлении губительного поветрия (коронавирусной инфекции), а затем крестный ход по всей территории монастыря со святынями обители: частицами мощей святой праведной блаженной Матроны Московской, святых мучеников Флора и Лавра; чтимыми иконами Покрова и Благовещения Пресвятой Богородицы, Феодоровской иконой Божией Матери (находится у мощей блаженной Матроны Московской), иконами Собора Новомучеников Покровской обители, великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей, мученика Иоанна Воина, священномученика Киприана и мученицы Иустины и другими. Крестный ход сопровождался непрерывным колокольным звоном, священнослужители окропляли святой водой всю территорию монастыря. Насельницы обители и воспитанницы монастырского приюта несли в руках нежные лилии – символ чистоты и Благой Вести, которую возвестил Деве Марии Архангел Гавриил. Икону Благовещения Пресвятой Богородицы сестры украсили живыми цветами.
На монастырской площади была прочитана молитва блаженной Матроне Московской. Затем игумения Феофания вместе со священнослужителями выпустили в небо голубей. Эта древняя традиция сохраняется во многих храмах, в том числе и в Покровском монастыре.
Видео Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
После крестного хода состоялся чин о панагии. Согласно монастырскому уставу, «из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Святой Троицы и молитвою Пресвятой Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о возникновении его, помещенное в Псалтири следованной. По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный». Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением, и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение наподобие изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона.
«Панагия» (παναγία — «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор)».
Галерея