Четверг первой седмицы Великого Поста в Покровском монастыре
22.02.2018
22 февраля 2018 года, повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Покровском ставропигиальном женском монастыре в храме Воскресения Словущего. Канон читали клирики обители: протоиерей Илия (Осиевский), священник Сергий (Дмитриев), священник Сергий (Петров). 1, 2 части Великого повечерия читала игумения Феофания. Регент монастырского хора монахиня Каллисфения.
«Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, крепким, презирающим славу настоящей жизни. Постящийся с великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом. Видишь, в чем состоит истинный пост».
Святитель Иоанн Златоуст
Первая великопостная неделя (седмица) – наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.
Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.
Песнопения 1-й седмицы Великого Поста
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.
«Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост».
Тропарь из Великого Канона Андрея Критского
Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу всеведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе: но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей.
Кондак из Великого Канона Андрея Критского
Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй.
О посте
«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
Святитель Иоанн Златоуст
«Мы постимся не для того, чтобы оказать какое-либо благодеяние пострадавшему за нас Господу, но для того, чтобы усвоить (исповедать) для спасения своего страдание Господне, которое Он благоизволил претерпеть за нас. Таким образом, пост наш будет для Бога благоприятен».
Святитель Епифаний Кипрский
«Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть речи, и обращение, и сближение должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества».
Святитель Василий Великий
Галерея