Преподобномученики Иларион (Цуриков) и Иоанн (Лаба)
память 22 августа / 4 сентября
и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Преподобномученик Иоанн (в миру Филипп Иванович Лаба) – бывший крестьянин села Серебри Гайсинского уезда Каменец-Подольской губернии. Родился он в 1869 году.
В1895 году в возрасте 26 лет Филипп Иванович приехал на Афон с желанием посвятить свою жизнь Богу. Поступил в пустыннический скит Русского Пантелеимонова монастыря под названием Новая Фиваида, где 20 марта 1896 года был пострижен в рясофор с именем Филипп, а 4 февраля 1898 года в мантию с именем Флавий. 16 июля 1901 года отец Флавий был рукоположен в иеродиакона, а 25 января 1910 года в иеромонаха. Послушание вначале исполнял в скитской трапезной, после в скитской больнице – ухаживал за больными монахами. После рукоположения он возглавил скитскую библиотеку. В декабре 1912 года иеромонах Флавий упоминается уже как братский духовник[1].
В это время на Афоне начал разгораться спор по поводу имени Божия[2]. Большинство приверженцев имяславия не понимали догматических особенностей этого учения. Они считали его учением об Иисусовой молитве. А так как Иисусова молитва была основным молитвенным деланием всех афонских монахов, то многие ревностные молитвенники примкнули к нему. Среди них был и отец Флавий.
Преподобномученик Иларион (вмиру Иродион Федорович Цуриков) родился 8 апреля 1856 года[3] в селе Кривополяны Острожского уезда Воронежской губернии и происходил из крестьянской семьи. Семья была глубоко религиозной, обе сестры будущего преподобномученика стали монахинями, а сам он отправился на Афон, куда прибыл 27 октября 1887 года.В течение пяти лет Иродион Федорович жил один в заброшенной каливе отшельником. 15 марта 1892 года он был принят в Русский Пантелеимонов монастырь. Через год, 27 марта, был пострижен в рясофор с именем Иродион, а 3 марта 1898 года в мантию с именем Ириней. Послушание отец Ириней проходил в пожарной команде обители, а также на подворьях в Москве и Одессе. Он обладал хорошим голосом и исполнял также обязанности певчего.
С 1910 года отца Иринея вернули на Афон, где он вскоре сыграл ведущую роль в развернувшемся споре об имени Божием. Отец Ириней еще со времен его отшельнической жизни был ревностным делателем Иисусовой молитвы и приобрел большой опыт в этом деле, так что многие братья советовались у него о методах этой молитвы. Наверное, поэтому, когда разгорелся спор на Афоне об имени Божием, то, волей-неволей, отец Ириней стал во главе защитников нового учения. Он не писал никаких догматических обоснований для защиты своего учения, а лишь руководствовался своим личным опытом делания Иисусовой молитвы. А так как, как мы уже говорили, он был ревностным ее делателем, то постепенно стал вождем имяславцев и возглавлял все неприятные процессы в монастыре, связанные с этим делом.
Как могло случиться, что молитвенник и подвижник оказался вождем раскола? Этому может быть только одно объяснение – прелесть ввела его в заблуждение. Но как впал этот делатель Иисусовой молитвы в прелесть? Мы, монахи, легко можем впасть в прелесть, если процессе нашего подвижничества хоть на секунду допустим мысль, что источником иногда нами получаемой благодати является не милостивый Бог, а наши собственные усилия или определенные формы нашего подвижничества. Действие благодати настолько мощно, что память о нем у любого подвижника остается на всю жизнь, если даже оно длилось всего несколько секунд. И, к сожалению, мы, находясь под действием такого сильного впечатления, часто делаем губительное заключение, что в происшедшем есть и наша заслуга или что какая-то форма молитвы, которой мы занимаемся, обеспечила приток этой благодати. Этот помысел, это утверждение и является основой прелести, потому что оно в корне не верно. Единственным источником благодати является один только Бог! То, что мы беспрерывно повторяем имя Господа, не обеспечит на благодати, если мы не делаем в сознании полного нашего ничтожества и в совершенном послушании духовнику. И один Бог знает, когда и почему он пошлет нам в утешение свою благодать. Поэтому любая форма молитвы, между ними и Иисусом, есть не цель, поэтому они и впали в прелесть.
Как мы можем узнать, что мы в прелести? Когда нас охватывает дух противления – это верный признак того, что мы в прелести. Какими бы благими намерениями мы ни руководствовались, но, выступая против Матери Церкви или ее священноначалия, в любом случае мы пребываем в прелести! Что ясно показывает поведение имяславцев. Некоторые из них ради своей идеи сопротивлялись всем и вся, другие же не столь упорствовали в своем мнении. И если отец Ириней был в числе первых, то отец Флавий скорее принадлежал к последним. Архиепископ Никон (Рождественский), по поручению Святейшего Синода направленный в 1913 году на Святую Гору для выяснения обстоятельств возникшей смуты, вспоминал: «Отдельные, более искренние лица ко мне являлись и на них можно было наблюдать, как тяжело было им расставаться с заблуждением, которое успело уже как бы врасти в их душу, отравить ее. Так, иеромонах Флавий, духовник из пустыни Фиваиды, пять раз приходил ко мне, то каясь, то опять отрекаясь от православного учения. Наконец, я попросил Сергея Викторовича Троицкого заняться им отдельно, и он часа два с ним беседовал. Но и после этой беседы, на которой обстоятельно было разобрано все лжеучение, Флавий только тогда окончательно отрекся от лжеучения, когда, положив несколько поклонов, решил взять жребий: верить или не верить Синоду? И, милостию Божией, дважды вынимал «верить». Тогда он пришел ко мне и с видимым душевным волнением сказал: «Теперь я верую так, как повелел Синод». Спустя три дня он приходил еще раз, но уже не касался вопроса об именах Божиих» .
Тем не менее, и отец Флавий, и отец Ириней вместе с сотнями других монахов – приверженцев имябожнического учения, были отправлены в Россию: отец Ириней 3 июля 1913 года на пароходе «Херсон», а отец Флавий – 17 июля 1913 года на пароходе " Чихачев" .
В архивном уголовном деле отца Иринея, в анкете арестованного имеется запись: «Каким репрессиям подвергался: В 1913 году судим Трибуналом военно-полевого суда к смертной казни за Имя Божие, освобожден за недоказанностью».
Многие имяславцы, как и отец Флавий с отцом Иринеем, покаялись и вернулись в лоно Матери Церкви, чему свидетельство огромная переписка, которую они вели со старцами монастыря после их изгнания с Афона. И, наверное, большинство их вернулось бы на Афон, если бы не начавшаяся вскоре война, которая перекрыла им все дороги на Святую Гору. Но Милостивый Господь не оставил своих чад без возможности спасения. Многих покаявшихся бывших имяславцев Он сподобил загладить свою вину венцом мученичества. Среди них были и отец Флавий, и отец Ириней. Монахи поступили в московский Покровский монастырь, где настоятелем в то время был епископ Верейский Модест . Во многом именно благодаря его такту и терпению удалось примирить с официальным церковным руководством тех имяславцев, которые занимали по отношению к Синоду решительную и непримиримую позицию.Иноки были изумлены отеческим отношением к ним епископа Модеста и всей братии возглавлявшегося им Покровского монастыря. «В Москве мы только признали, что мы люди, имеющие право на сострадание и милость, - заявили они. - А в Одессе смотрели на нас как на самых закоренелых злодеев». В Покровском монастыре монахи были пострижены в схиму – отец Флавий с именем Иоанн, а отец Ириней с именем Иларион . Точная дата их пострига и хиротонии отца Иринея неизвестна. В 1921 году он упоминается в монастырских документах еще как «монах Ириней».В ходе известной кампании по изъятию церковных ценностей, проводимой властями, о. Ириней присутствовал при осмотре монастырской часовни на Верхней Таганской площади:
«1921 года мая 17-го дня на предмет учета художественно-исторических ценностей согласно отношения Юридического Отдела Московского Совета от 28-го декабря 1918 года за №3351 Церковным Отделом Комиссии по охране памятников искусства и старины при М.О.Н.О. была осмотрена часовня Покровского монастыря на Верхней Таганской площади.
СПРАВКА. Часовня существовала в XVIII веке, перестроена в 1814 году.
На предмет учета и охраны со стороны Комиссии принимается находящаяся в средине иконостаса икона Всемилостивого Спаса 2-й половины XVII века в окладе с цатой размером I 3/4 х I 1/2 арш.
При осмотре присутствовал уполномоченный Комитетом Покровского монастыря монах Ириней Цуриков»[1].
Отец Иларион и отец Иоанн стали неразлучными сомолитвенниками и до смерти разделяли между собой всю тяжесть большевистского гонения на Церковь. Время было тяжелое, настоятели и братия Покровского монастыря как «служители культа» постоянно подвергались опасности быть арестованными. От окончательного закрытия монастырь спасали прихожане: в 1923 году они собрали более 1000 подписей, и власти не смогли закрыть последний храм[2].
Тем не менее, в 1924 г. о. Иларион и о. Иоанн переехали на хутор Соленый Армавирского округа Кубанской области. 29 июня 1924 года оба они были арестованы по обвинению в том, что «шли против советской власти и держались за старое». Особым совещанием при ОГПУ иером.Иларион был осужден на 3 года ссылки в Нарымский край, отбывал наказание в г.Обдорске (Салехард). Иером. Иоанн был сослан в село Большой Подъельник Карагосоцкого р-на Нарымского края.
После освобождения из первой ссылки в октябре 1928 года, отец Иларион опять объединился вместе отцом Иоанном (Лаба) и поселился недалеко от города Фрунзе (Бишкек) в горах на пасеке.
2 февраля 1929 года монахи были арестованы вторично, им было предъявлено то же обвинение, что и при первом аресте. Был оглашен приговор: 3 года ссылки в город Кзыл-Орда. После освобождения из второй ссылки отец Иларион поселился в городе Мирзояне, куда к нему позднее приехали его сестры монахини Магдалина и Гавриила. Туда же через некоторое время приехал из ссылки, которую он отбывал в г. Турткуле Каракалпакской области, отец Иоанн (Лаба). Иеромонахи регулярно совершали богослужения.
Свидетель по делу иеромонаха о.Илариона говорил, что познакомился с ним в 1936г. Он ему рассказал, что "он монах с Афона, проживает в Мирзояне и какушел с Афона 20 лет скитался и его преследуют за "Имя Божие", когда они былина Афоне, то раскололись на имяславцев и имяборцев и он является имяславцем,дал мне одну книгу об этой секте почитать и других религиозных течениях,говорил, что вот прочтешь, узнаешь, за что мыборемся и за что другие борются.После этого я к нему еще два раза приходил, вели беседы о религиозныхтечениях. Цуриков в своих беседах защищал Патриарха Тихона. Что он пошелправее и что православная вера должна восстановиться сама по себе независимоот религиозных течений, вера ослабла и сейчас гонятся только за наживой... Яему иногда приносил хлеб. Он спрашивал меня как идут дела в общинеобновленческой, я ему говорил, что ничего, после этого он говорил мне: "Ну,молись. Пришло время обуздать народ, вот эта власть истинная и обуздает".
Иеромонахов Илариона и Иоанна до сего дня помнят и почитают православные в г. Таразе (бывший г. Мирзоян). Приведем одно из воспоминаний: «В г. Мирзояне в 1930-е годы было много ссыльных, не имевших крыши над головой, и мои родители Иоанн и Татиана, будучи глубоко религиозными людьми и желая угодить Богу, принимали их в своем доме. Мама молилась Богу, чтобы в дом хоть бы однажды пришли священники или монашествующие. Однажды в ворота постучали, она открыла и увидела двоих монахов. Они сказали ей: «Татьянушка, ты нас звала, мы пришли к тебе». Это были сосланные в Мирзоян афонские монахи Иларион и Иоанн, и они остановились у нас. Это было в 1936 г. У о. Илариона и о. Иоанна был антиминс и они тайно служили в нашем доме Литургию. Потом отец построил во дворе келью для о. Илариона, и он весь Великий пост провел в затворе, вкушая в день одну просфору с водой. Спал он на полу на оленьей шкурке. Отец хотел поставить ему кровать с матрасом, но о. Иларион сказал: «Я буду спать на мягком и на молитву просплю». К о. Илариону иногда приходила родная сестра Наталия... Про старцев скоро узнали многие горожане и стали приходить к ним за молитвой и советом, но они принимали не всех.
Отслужив Литургию на Троицу (20 июня 1937 г.) они сказали: «Последний раз мы у вас служили. Скоро нас арестуют и расстреляют». Мама говорила: «Отец Иларион, мы Вас спрячем или увезем куда-нибудь». «Нет, – говорит, – не надо. Мы хотим получить мученические венцы..."»
23 июня 1937 года последовал последний арест. Отец Иларион был обвинен в «участии в к/р организации, пораженческой агитации», в том, что он «руководитель тайного монастыря». На следствии он не признал себя виновным в участии в контрреволюционной организации.
23 августа 1937г. по делу №723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других, по которому проходили монахи, было вынесено обвинительное заключение, в котором кроме стандартных обвинений в контрреволюционной деятельности, было обвинение: «Цуриков Иларион и Лаба Иван – руководители тайного монастыря в Мирзояне, находились под руководством Кобранова и Кирилла Смирнова. Вели к/р агитацию о скором падении советской власти и восстановлении буржуазного строя, производили тайное пострижение в тайное монашество». Виновными себя не признали, были приговорены к расстрелу. Казнены 4 сентября 1937 года в урочище Лисья Балка близ г. Чимкента Южно-Казахстанской области. Погребены в безвестной могиле. 5 июля 1958 года реабилитированы президиумом Южно-Казахстанского областного суда по 1937 году репрессий.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви иеромонах Иларион (Цуриков) и иеромонах Иоанн (Лаба) были прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.